Что должен учитывать учитель
Педагог должен учитывать главное: смена привычного образа жизни, школьный режим и учебная нагрузка приводят, как правило, к выраженному ухудшению состояния здоровья. Поэтому надо очень осторожно подходить к вопросу, принимать ли такого ребенка в первый класс или рекомендовать родителям отсрочить его поступление в школу, особенно при начале обучения с шестилетнего возраста.
В том случае, если такой ученик все-таки поступил в первый класс, необходимо как можно раньше направить его на консультацию к врачу-психоневрологу и получить от него рекомендации, определяющие те или иные способы индивидуального подхода. Чем раньше это сделать, тем более эффективными будут меры педагогической коррекции и менее выраженным ухудшение здоровья. При этом учитель должен быть не только в курсе всех рекомендаций, которые сделал врач, но и постоянно осуществлять контроль за тем, чтобы родители аккуратно их выполняли.
Довольно много среди первоклассников детей, имеющих различные нарушения речи: не произносят один, два или несколько звуков; имеют смазанную, невнятную речь. Недостатки в развитии речи проявляются уже при первой беседе с ребенком. Вот несколько примеров: составляя рассказ по картинкам, Миша очень красочно описал ситуацию, подробно рассказал, что на них изображено, какое время года, как зовут персонажей, во что они одеты и даже что думают и о чем говорят. Совсем другое впечатление произвел Дима. Когда ему дали картинки и попросили составить рассказ, мальчик долго молчал, перекладывал карточки, не зная, с чего начать. После наводящих вопросов (рассказ был про двух козлят, которые пытаются перейти речку по узкому мостику, но не хотят уступить друг другу дорогу, в результате начинают драться и падают с моста в речку) поставил палец на одну картинку: «Козлик. . . еще козлик» — на вторую: «Они играются. . . потом бахнулись». При этом он говорил очень тихо, невнятно, неправильно произносил несколько звуков. Вместо бревно говорил бливно, лечка вместо речка и т. п. Перед этим малыш долго отказывался выполнять задание, стеснялся, говорил только на ухо педагогу. Зато Рита была очень активная, веселая, контактная, охотно согласилась рассказать и стихотворение, и сказку, но понять, что она говорит, было трудно. Девочка говорила очень быстро, захлебываясь, запинаясь, не выговаривая при этом многие звуки.