Если ребенок не произносит несколько звуков
Часто приходится сталкиваться с мнением, что не беда, если ребенок не произносит несколько звуков, не может связно изложить содержание рассказа, не понимает, что изображено на картинке. Ведь он еще маленький, он еще не учился, ему нет и семи лет. Родители обычно очень удивляются, когда педагог советует им срочно, не дожидаясь начала учебного года, обратиться с ребенком к логопеду исправить речь. Они неохотно соглашаются, больше для вида, явно не понимая необходимости этого.
Речь является одной из центральных психических функций, имеющих решающее влияние на формирование личности, мышления. Развитие речи играет определяющую роль в регуляции поведения и деятельности детей на всех этапах развития. Нарушение речевого развития довольно часто может быть одной из причин неправильного психического развития, отрицательно сказывается на формировании отдельных психических функций, непосредственно связанных с речевой деятельностью; в свою очередь нарушения речи могут быть связаны с отклонениями в состоянии здоровья.
С возрастом у ребенка происходит постепенное развитие второй сигнальной системы — речевой деятельности. К году в зависимости от индивидуальных особенностей дети начинают говорить отдельные слова или несколько слов. К двум годам — это уже отдельные предложения. Затем происходит постепенное накопление словарного запаса, развитие грамматического строя речи, усложняется ее содержание. Большое значение здесь имеют состояние здоровья ребенка, условия его воспитания. К трем годам речь в основном сформирована, хотя остается еще неправильное произношение отдельных звуков, а также аграмматизмы, что в этом возрасте является физиологической закономерностью, а не нарушением. В основе детских особенностей звукопроизношения лежит незаконченность развития центрального и периферического органов речи по причине физиологического и психологического характера, среди которых большое значение имеет недостаточное слуховое развитие ребенка. Параллельно с развитием словаря и овладением произношения происходит и развитие фонетико-фонематического восприятия, т. е. способности к слуховому восприятию звуков речи, имеющему большое значение для овладения звуковой стороной языка. К пяти годам ребенок должен уже полностью усвоить обиходный словарь, без труда говорить обо всем, что связано с его потребностями и желаниями. Звукопроизношение обычно формируется к четырем-пяти годам, хотя тонкость в различении и произношении сходных фонем продолжает развиваться и в школьном возрасте в связи с овладением письменной речью и орфографией.