Отношение учителя и учеников

вкл. .

Особое значение в отношениях учителя и учеников, да и учеников между собой на первом начальном этапе обучения имеет оценка учителем успехов и неудач в процессе учебы. Психология восприятия ребенком оценки (не отметки как таковой) его деятельности в конечном счете является оценкой его личности в целом. Этому способствует реакция и сверстников, и взрослых (родителей, знакомых). Вспомните, о чем чаще всего спрашивает любой взрослый у ребенка: «Как ты учишься, какие у тебя отметки?» «Что ты сегодня получил?» — сакраментальная фраза, которой каждый родитель считает необходимым встретить своего ребенка. Если учитель считает, что ученик успешно справляется с учебой, у него хорошее поведение, он хороший товарищ, то так же, как правило, оценивают его и ребята в классе, и родители, и родители его одноклассников.

 

Все это свидетельствует о большой ответственности учителя за ту оценку, которую он дает каждому ребенку, и, несомненно, повышает требования к педагогу, к технике его общения с детьми.

Сейчас в практике школьного обучения на начальном этапе (в процессе адаптации) не должны использоваться отметки для оценки успехов первоклассников. Не должны, потому что отметка может быть постоянной психотравмирующей ситуацией, затрудняющей адаптацию ребенка к школе. Но на практике учителям трудно отказаться от этого достаточно простого и наглядного способа оценки; поэтому вместо традиционных двоек, пятерок используются рисунки, штампики, звездочки, различные символы, значки, дифференцирующие успехи так же, как старые пятерки, четверки и тройки. «А мне сегодня поставили штампик Буратино, он самый красивый: я лучше всех писал. А Сашке (сосед по парте) ничего не поставили, и вообще у него в тетради ни одного штампика»,— рассказывает первоклассник. В таких случаях и штампики, и звездочки равнозначны отметкам: ведь все это для ребенка условные знаки его успехов.

 

 

 

Оставь комментарий первым