Официальное отсутствие отметки в дневнике

вкл. .

Официальное отсутствие отметки не исключает зависимости ученика от любого такого знака, фактически оценивающего его деятельность, приносящего ему радость или огорчение, т. е. ситуация тревожности, непосредственно связанная с отметкой, все равно сохраняется. Кроме того, с первых дней обучения ребенок понимает зависимость своего положения в классе от отметки («У нас в классе самый лучший Алеша: у него уже пять звездочек и одна большая звезда»), превращает ее в фетиш. Но часто объективные причины (недостаточная готовность к школе, слабое здоровье, плохое развитие моторики, дефекты речевого развития) не позволяют достигнуть желаемого результата. Все это травмирует психику ребенка, создает комплекс неполноценности, а, наоборот, высокие оценки дают повод для зазнайства, высокомерия. Нина Л. (6 лет 7 месяцев, 1 класс) рассказывает нам: «Я с Аленой не буду водиться: она учится плохо и еще Нина Алексеевна сказала, что никаких сил нет с ней возиться».

 

Конечно, учитель должен оценивать успехи своих учеников. Более того, успех каждого обязательно должен быть замечен, пусть даже небольшой, много меньший, чем у других. Но обязательно он должен быть отмечен всеми, а вот неудачи, неуспехи и недостатки совсем не нужно делать достоянием гласности — лучше поговорить с ребенком о них наедине. К сожалению, учителя гораздо чаще пользуются методом коллективного порицания: «Посмотрите, дети, как Коля выполнил домашнюю работу, как небрежно пишет он в классе. Совсем ты не стараешься, Коля, подводишь всех ребят». И ребята осуждающе смотрят на Колю, кусающего губы от обиды и бессилия. Разве научатся дети в таком классе сопереживанию, терпимости, вниманию к товарищу? Нет, скорее всего, здесь не будет права на ошибку. Так будет воспитываться чувство неприязни, превосходства и в то же время страха попасть в такую же ситуацию. А значит, вместо сотрудничества и коллективизма (о котором, конечно же, будет много говориться, воспитанию которого будут посвящены даже специальные мероприятия) станет постоянное состязание за право если не быть первым, то хотя бы не быть униженным и осмеянным при всем классе. А борьба эта настоящая (не следует обольщаться возрастом), иногда переходящая все грани дозволенного. Очень часто такие и подобные отрицательные эмоциональные ситуации суммируются, накапливаются, вызывают дополнительное напряжение и, естественно, осложняют адаптацию ребенка к школе.

 

Оставь комментарий первым