Школьные нагрузки и здоровье

вкл. .

В течение первого полугодия довольно часто отмечаются неблагоприятные изменения в состоянии здоровья первоклассников. Именно эти изменения свидетельствуют о неуклонно нарастающем утомлении и переутомлении. Особенно выражены эти изменения у детей ослабленных и часто болеющих.

Есть ли показатели, по которым учитель и родители могутопределить нарушение состояния здоровья? Одним из важных показателей состояния здоровья, к тому же легко поддающихся контролю, является масса тела. По изменению этого показателя можно проследить, какое влияние оказывает учебная нагрузка на организм, вызывает ли она отрицательные изменения в состоянии здоровья. Ведь ребенок интенсивно растет, развивается, и снижение веса или образование «дефицита массы тела» не должно быть. Однако по результатам наших наблюдений уже к концу первой четверти масса тела снизилась у 60% детей. Одновременно со снижением массы ухудшились показатели работоспособности, появляются жалобы детей на усталость, сонливость, головные боли.

 

Сочетание снижения массы тела с ухудшением функционального состояния организма детей, снижением умственной работоспособности и успеваемости подтверждает высокую информативность этого показателя при оценке реакции организма на учебную нагрузку и позволяет использовать его при оценке адаптации ребенка к условиям обучения в школе. Этот показатель для контроля могут использовать даже родители.

Еще один очень информативный показатель — артериальное давление. Конечно, анализ динамики артериального давления не так прост, как еженедельное или ежемесячное взвешивание детей, но врачи обязательно используют его для контроля за функциональным состоянием организма детей в период адаптации к школе. Чаще всего у первоклассников отмечается значительное снижение показателей артериального давления при утомлении. А в тех случаях, когда учебные нагрузки приводят не только к утомлению, но и переутомлению, артериальное давление может значительно повышаться. Это говорит о том, что нагрузка непосильна для ребенка. Особенно часто повышение артериального давления отмечается в начале учебного года (в остром периоде адаптации) и в середине третьей — самой трудной четверти. Иногда такие нарушения в деятельности сердечно-сосудистой системы выявляются и в конце учебного года. Повышение артериального давления у школьников может сочетаться как с появлением шумов в сердце, так и с нарушениями нервно-психического здоровья. Все это результат чрезмерного напряжения и переутомления.

 

Оставь комментарий первым