В течение первого полугодия ухудшение нервно-психического состояния детей наиболее выражено

вкл. .

Практика показывает, что в течение первого полугодия ухудшение нервно-психического состояния детей наиболее выражено. За этот период число учащихся, имеющих нервно-психические отклонения, возрастает примерно на 14—16%. Далее, во втором полугодии, эти показатели изменяются незначительно. И все-таки к концу учебного года примерно на 20% увеличивается число таких детей. А значит, нельзя закрывать глаза или списывать на баловство и невоспитанность любое нарушение поведения школьника — раздражительность, чрезмерную возбудимость. Нельзя не обращать внимания на вялость и апатию. Все эти внешние проявления неадекватного поведения чаще всего связаны с нарушением функционального состояния центральной нервной системы, требующим коррекции, а иногда — с заболеванием, требующим лечения. Но всегда такие дети нуждаются в особом внимании, особом подходе и большом терпении.

 

В процессе адаптации среди первоклассников выделяется группа детей, у которых уже в течение первого полугодия становится явной имевшаяся ранее задержка речевого и психического развития, хотя в дошкольный период они ничем не выделялись среди своих сверстников. По-видимому, провоцирующим фактором здесь являются весь комплекс нагрузок, связанных с началом система тического обучения, интенсификация учебного процесса. Постепенное усиление этих проявлений приводит к тому, что уже в начале второго полугодия становится ясным: они не в состоянии усвоить школьную программу. Как правило, таким детям недоступны простые счетные операции, элементарные пространственные и абстрактные понятия. Особенную трудность представляет освоение навыков письма и чтения. Целенаправленное специальное логопедическое обследование выявляет у этих детей признаки недоразвития речи, особенности фонетико-фонемэтического восприятия.

При освоении навыка письма у них на первое место выступают проявления дисграфии, нарушения звуко-буквенного анализа. При этом характерны нераспознавание образа букв по элементам (оптические ошибки), неспособность слышать звуки, правильно соотносить звук и букву, в результате чего наблюдаются замены, такие, как б — п, д — т, г к и т. д.

Определенное значение имеет и наличие у детей неправильного звукопроизношения (дислалии, косноязычия). Неправильно произнося звуки, они отражают это и в письме. Характерно, что учащиеся, у которых отмечаются проявления дисграфии, искажают слова, фразы, не видят предлогов, сливают отдельные слова.

 

Оставь комментарий первым