Индивидуальный подход учителя к детям

вкл. .

Учителя не нужно убеждать в необходимости индивидуального подхода к таким детям, но на практике. . . — на практике почти ничего не получается. Оправдание — в чрезмерной наполняемости класса, трудности детского коллектива, своей загруженности, большой интенсификации прохождения материала на уроках и т. д. и т. п. Поэтому учителя либо стараются не замечать детей, которые не успевают выполнять задание на уроке, либо требуют «быстрее», а при невыполнении задания ставят им двойки.

Тетради таких детей пестрят красными чернилами: «Опять плохо!», «Выполнил только половину задания!», «Почему не решил все примеры?», «Где второе предложение?», «Грязь!», «Не стараешься!».

Во второй четверти, когда заканчивается процесс «острой» адаптации, накапливаются школьные «недоработки», резко снижается успеваемость, ребенок окончательно попадает в категорию «неуспевающих». Часто с такими детьми обращаются в наш консультативный центр.

Мама повела Олю на консультацию по рекомендации учительницы. В характеристике, которая была дана девочке, четко и ясно говорилось, что Оля очень плохо учится, не усваивает программу, особенно по письму, математике, вялая, пассивная, на уроках успевает выполнить только половину задания. В итоге ставился вопрос о возможности обучения девочки в массовой школе.

При разговоре с мамой выяснилось, что девочка в общем развитии не отставала от своих сверстников, но постоянно болела.

По характеру Оля молчаливая, очень впечатлительная и, что маму беспокоило больше всего, очень медлительная. Целый час она могла одеваться, мучительно долго завязывала шнурки, всегда опаздывала. Мама при этом постоянно нервничала, торопила дочь, иногда даже наказывала.

То же самое началось и в школе. Как ни старалась девочка, она никак не успевала выполнить задание со всем классом. Все ребята решат уже пять примеров, а она — только два, все напишут четыре строчки, а она — две. Оля очень старалась делать все быстрее, но чем больше торопилась, тем хуже. Появлялось множество ошибок, поправок, буквы получались некрасивыми, кривыми — дрожала и болела рука. При этом девочка очень нервничала, плакала из-за каждой неудачи, жаловалась на головную боль.

При беседе с девочкой выяснилось, что запас сведений, знаний вполне достаточен для ее возраста. Когда мы работали с ней, то старались создать спокойную обстановку, не торопили ее, хвалили за каждое успешно выполненное задание. Девочка вначале была очень настороженна, «зажата», потом освоилась и в своем темпе очень хорошо выполняла все задания, активно принимала предлагаемую помощь.

Учительнице мы рекомендовали найти индивидуальный подход к девочке. Учитывая характерный для нее замедленный темп работы, не торопить ее на уроке, оценивать то, что она успела сделать, и, если девочка выполнила все правильно, похвалить ее, поставить хорошую оценку. Если она что-то недоделала, то выполнить позже, например дома.

Маме посоветовали быть более сдержанной с дочерью, не наказывать ее за плохие отметки, тем более не лишать из-за этого прогулки или развлечений. Объяснили, что девочке необходимы дополнительный отдых и спокойная обстановка дома.

Можно считать, что Оле повезло. Учительница вовремя поняла необходимость консультации и помощи. Но к сожалению, приведенный пример относится к числу единичных. Как правило, учителя, не понимая состояния ребенка, продолжают ставить двойки, упрекают его в лени, не обращая внимание на то, что малыш переживает, плачет, нервничает. Постепенно у него резко снижается работоспособность, появляются головные боли, нарушается сон, теряется всякий интерес к учебе. Заканчивается все резким ухудшением психического здоровья, и тогда уже нужна не только педагогическая коррекция, но и лечение.

 

Оставь комментарий первым