Факторы, влияющие на успешность адаптации

вкл. .

Попробуем отдифференцировать, какие факторы, влияющие на успешность адаптации, мало зависят от учителя, а какие — полностью в его руках, что может облегчить или, наоборот, осложнить этот процесс.

Успешность и безболезненность адаптации ребенка к школе связаны в первую очередь с его готовностью к началу систематического обучения. Организм должен быть функционально готов (т. е. должен достичь такого уровня развития отдельных органов и систем, чтобы адекватно реагировать на воздействия внешней среды).

 

В противном случае процесс адаптации затягивается, идет с большим напряжением. И это естественно, так как дети, функционально не готовые к обучению, имеют более низкий уровень умственной работоспособности. У трети «неготовых» детей уже в начале года отмечаются неудовлетворительная реакция на нагрузку сер- дечно-сосудистой системы, потеря массы тела; они часто болеют и пропускают уроки, а значит, еще больше отстают от сверстников.

Следует специально остановиться на таком факторе, влияющем на успешность адаптации, как возраст начала систематического обучения. Не случайно шестилетки в основном имеют большую длительность адаптации, чем семилетки. У шестилетних детей наблюдаются более высокое напряжение всех систем организма, более низкая и неустойчивая работоспособность.

Год, отделяющий шестилетнего ребенка от семилетнего, очень важен для его физического, функционального и психического развития; поэтому многие исследователи считают более оптимальным для поступления в школу возраст не шесть (до 1 сентября), а шесть с половиной лет. По мнению психологов, именно в этот год (от шести до семи лет) формируются многие важные психологические новообразования: интенсивно развиваются регуляция поведения, ориентация на социальные нормы и требования, закладываются основы логического мышления, формируется внутренний план действий.

 

Оставь комментарий первым