Закономерности динамики работоспособности и утомления

вкл. .

Прежде всего — закономерности динамики работоспособности и утомления.

Есть показатель, достаточно четко отражающий функциональное состояние организма и его динамику. Это показатель работоспособности. В обыденной жизни мы часто употребляем этот термин, применяем его и к характеристике деятельности школьника: «ребенок с низкой работоспособностью», «у него высокая работоспособность», понимая под этим способность действовать целенаправленно, достигать определенных результатов.

Известно, что работоспособность очень зависит от внешних условий и функционального состояния организма. Работоспособность шестилетнего первоклассника снижается довольно быстро — об этом сигнализирует общее «двигательное беспокойство». Через 15—20 минут урока число не- слушающих, вертящихся, отвлекающихся, занимающихся своим делом, а то и просто играющих детей катастрофически растет. Кажется: еще секунда — и собрать их внимание будет просто невозможно. Двигательное беспокойство — защитная реакция организма ребенка. Он как бы отключается, давая себе отдых, не доводя свой организм до утомления. Да действительно, попытка умерить двигательное беспокойство детей словами не дает результата, и только рациональное переключение с одного вида деятельности на другой, смена видов деятельности позволяет отодвинуть утомление.

Многолетнее изучение работоспособности школьников, проводимое сотрудниками НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР и Института гигиены детей и подростков МЗ СССР, позволило определить основные закономерности динамики умственной работоспособности в течение учебного дня, недели и года, показало, что определенный ее уровень в каждом отдельном случае может быть достигнут разной степенью напряжения физиологических систем, т. е. неодинаковой физиологической «ценой». Рассмотрим основные закономерности изменения умственной работоспособности. Эти закономерности учитель должен не просто знать — их необходимо учитывать при организации педагогического процесса, на основе этих закономерностей строить урок, учебный день, неделю, год.

 

Оставь комментарий первым