Как оценить утомительность урока?

вкл. .

Как оценить утомительность урока? И можно ли построить урок так, чтобы он был менее утомительным? — эти вопросы очень часто задают учителя. Это естественно. Учитель практически не имеет критериев оценки утомительности урока и действует чаще всего на свой страх и риск.

Ведь что получается на практике? Появилось какое-то новое методическое руководство, новая методика, опыт педагога-новатора — и учитель старается попробовать ввести это все в свои уроки. А ведь бывает и так, что рекомендуемое в журнале «Начальная школа» повышение эмоциональной направленности урока и насыщенности различными учебными элементами и повышение трудности (интенсивности, объема) работы втискивается в рамки одного урока. Задача эта чрезвычайно важная и сложная, но методических (педагогических) рекомендаций подобного рода нет. Однако сотрудники Института гигиены детей и подростков МЗ РФ провели специальные исследования по оценке утомительности уроков, положив в основу концепцию известного советского гигиениста С. М. Громбаха. (Подробно об этих и других вопросах гигиены учебно-воспитательного процесса в школе см.: Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С. М. Громбаха.— М., 2013.) Но мы не будем разбирать дидактические, педагогические принципы его организации, а поговорим о наиболее значимой для сохранения работоспособности и здоровья стороне — утомительности (хотя, конечно, педагогически правильно построенный урок должен способствовать высокой работоспособности и не приводить к значительному утомлению). Именно поэтому, каждый репетитор с опытом Вам скажет, что занятие с ним лучше проводить после отдыха от школьных занятий.

Мы считаем необходимым коротко рассказать о сути проведенных исследований, и тогда будут понятны и доступны для практического использования результаты этих работ.

Каждый урок оценивался по трем параметрам: трудности (Т — в зависимости от характера мыслительной деятельности), насыщенности — по числу видов учебной деятельности, элементов урока, которыми были заняты школьники), характеристике эмоционального состояния учащихся (5 — которая складывалась из оценки положительных реакций детей на учебную нагрузку, особенностей изложения учителем материала, формы и характера учебного задания и т. п.), а также по результатам подробного гигиенического хронометража учебных занятий и анализа изменений функционального состояния организма учащихся и динамики их работоспособности.

 

Оставь комментарий первым