Начальные признаки утомления

вкл. .

Начальные признаки утомления хорошо знакомы учителю: снижается качество работы (количество правильных ответов), повышается число ошибок; наблюдается изменение поведения ребенка — он становится беспокойным или вялым, рассеянным, невнимательным, часто отвлекается; ухудшается регуляция физиологических функций (внешне это не проявляется, хотя иногда отмечается повышенная потливость, покраснение лица), а одним из отражений нарушения координации движений при утомлении является изменение почерка, его резкое ухудшение; ребенок жалуется на усталость, а у некоторых детей процесс торможения при утомлении столь силен, что они могут и заснуть.

В то же время все изменения в организме, связанные с утомлением, носят временный характер и исчезают при смене деятельности или в процессе отдыха. Принимая во внимание эти особенности утомления, можно ответить на наш вопрос так: учебный процесс не должен исключать утомления, но должен строиться таким образом, чтобы отдалить его наступление и, самое главное, предупредить возникновение переутомления.

При переутомлении изменения, происходящие в организме, не проходят ни при кратковременном отдыхе, ни при переключении на новый вид деятельности. Начальными признаками переутомления могут служить изменения в поведении ребенка — плаксивность, раздражительность, стойкое снижение работоспособности, снижение сопротивляемости организма к заболеваниям. У детей при этом часто появляются головные боли, нарушается сон. Отрицательное воздействие переутомления, особенно хронического, длительно действующего, как правило, сказывается на росте, развитии ребенка, состоянии его здоровья. В конечном счете все отрицательные последствия обучения в виде нарушений процессов роста, развития, ухудшения состояния здоровья в основе своей имеют переутомление, перегрузку.

Именно поэтому рекомендация строить весь учебный процесс на основе физиологических закономерностей изменения работоспособности ребенка не пустые слова, а насущная необходимость.

Принимая все сказанное во внимание, необходимо сделать следующий вывод: самый сложный материал целесообразно давать на втором уроке, а после него или в крайнем случае после третьего в самый раз провести час активного отдыха на воздухе. Это поможет детям восстановить силы, продолжить занятия и не закончить день резким падением работоспособности и утомлением. А если нет активного отдыха, если на каждом из четырех уроков учащимся не дали вовремя переключиться и отдохнуть, то тогда к концу дня из школы выходит человек совершенно без сил. Увы, таких детей с резко выраженным утомлением к концу занятий довольно много — до 26%. Почти все они жалуются на усталость, головную боль, они плаксивы, раздражительны, плохо спят, не хотят идти в школу, с трудом усваивают учебный материал. Все это — результат систематического утомления, неизбежно приводящего к переутомлению и нарушению здоровья.

 

Оставь комментарий первым