Ситуация на уроке

вкл. .

Вот теперь, когда мы знаем внешние признаки утомления ребенка и основные закономерности динамики работоспособности на уроке и в течение учебного дня, давайте с позиций этого нашего знания проанализируем «забавный случай», который описывает в своей книге «Здравствуйте, дети!» Ш. А. Амонашвили.

В этой замечательной книге автор — ученый-учитель показывает, как верно найти выход из многих затруднительных учебных ситуаций. Что же произошло? «Шли последние десять минут урока (подчеркнуто нами.— Авт.) грузинского языка. Урок этот был третьим. Мы занимались анализом слова. Я «кидал» детям звуки, они «ловили», и вдруг замечаю, что Вова лежит на парте с закрытыми глазами, не «ловит» звуков. «Он заснул!» — сказала Тамрико, указывая пальцем на Вову. Дети рассмеялись. Я подал детям знак не шуметь, на цыпочках подошел к Вове: мальчик беспечно спал. Всего несколько минут назад он был таким же активным, смеялся, радовался. И это от радости (?!) можно устать, и тебе захочется задремать, заснуть».

Какой вывод сделали вы? От радости ли уснул Вова? Отметили ли, что очень напряженная и интенсивная работа (анализ звуков, слов) проводилась в период сниженной работоспособности (последние 10 минут третьего урока), а значит, требовала значительного функционального напряжения детского организма? Продолжили бы вы работу в такой ситуации или столь глубокая реакция торможения у одного из учеников послужила бы сигналом к смене вида деятельности или к нескольким минутам расслабления, отдыха? Скорее всего, бурная радость и активность ребенка несколько минут назад были отражением перевозбуждения, которое организм не выдержал. Это пример очень яркий, показывающий, что ученик требует постоянного внимания. Его состояние и реакции необходимо предвидеть, а не следовать за ними. Как этому научиться? Смотрите на своих детей внимательнее, учитесь видеть и понимать их состояние.

 

Оставь комментарий первым