Дневная динамика работоспособности
Рассматривая дневную динамику работоспособности, нельзя не отметить, что оптимальным временем для учебных занятий является первая половина дня, так как именно в это время у большинства детей отмечается наиболее высокий уровень работоспособности, а во второй половине дня работоспособность значительно снижается. Поэтому занятия во вторую смену приводят к более резкому и значительному ухудшению состояния организма, более выраженному утомлению, чем занятия в первую смену. К сожалению, еще много школ работает в две смены, но и в этих случаях первоклассники должны заниматься только в первую смену.
Изменение работоспособности в течение недели подчиняется все той же закономерности. Понедельник — врабатывание; вторник, среда — оптимум, наиболее высокая и устойчивая работоспособность, а с четверга начинается спад работоспособности. Интересно, что в первые недели обучения (период «острой» адаптации) период врабатывания словно затягивался и на первой-четвертой неделях обучения дни наилучшей работоспособности были не вторник и среда, а среда и четверг. И только с шестой недели обучения период врабатывания начинал укорачиваться и днями высокой работоспособности становились вторник и среда.
В соответствии с закономерностями недельной динамики работоспособности четверг — это период появления первых признаков утомления, когда значительное волевое усилие или большой интерес могут на некоторое время поддержать работоспособность. Но если в этот момент не дать ребенку возможность передохнуть, сменить вид деятельности, работоспособность резко упадет и следующие два дня работы будут малоэффективными. Именно поэтому в некоторых школах четверг делают днем неполной разгрузки. В этот день в расписании 1—2 урока, занятия по внеклассному чтению, физическая культура или прогулка, экскурсия. Кроме того, в субботу и понедельник — в дни сниженной и неустойчивой работоспособности — предусматривается меньшее количество уроков.