Неблагоприятная динамика работоспособности

вкл. .

Мы хотим обратить внимание учителя еще на один аспект проблемы неблагоприятной динамики работоспособности. Как правило, неблагоприятная динамика работоспособности и большая утомляемость отмечаются у учеников менее способных, тех, кто вынужден «платить» значительную «цену» за свои успехи. Существует довольно четкая зависимость между работоспособностью, утомляемостью ребенка и его способностями при обучении. Характеризуя ученика, учителя нередко употребляют термины «способный ученик», «неспособный ученик», имея в виду не какие-либо специальные способности (музыкальные, художественные, математические), а, скорее, совокупность типа высшей нервной деятельности, внимания, памяти, воображения, особенностей мышления, мотивационно-волевой сферы личности.

Сочетаясь и проявляясь в разной степени у каждого отдельного ребенка, эти свойства и создают то особое свойство, которое и принято называть обучаемостью.

Низкий уровень способностей (вернее, обучаемости) иногда компенсируется высокой работоспособностью. Хорошо ли это? В определенной степени — да. Но попробуем посмотреть на эту проблему внимательнее. Представим себе, что ребенок с низкими способностями имеет высокий уровень мотивации (поддерживаемый и поощряемый родителями и учителем), что это ученик не отлынивающий от учебы, а стремящийся во что бы то ни стало выполнить все задания качественно, т. е. ученик прилежный, трудолюбивый. В то же время и учитель, и родители требуют от него новых успехов, не замечая, какой ценой это достигается. Чаще всего в таких случаях резкое снижение успеваемости бывает неожиданным для всех, даже для самого ребенка, а причина проста: растет темп работы, ее объем, интенсивность, и то, с чем удавалось справиться в начале года (на максимуме усилий и времени), становится не по силам. Но если на него «нажимают» со всех сторон, а он старается изо всех сил, это, скорее всего, приведет к утомлению и переутомлению, может вызвать серьезные нарушения состояния здоровья.

Мы акцентируем на этом внимание потому, что трудолюбие и прилежание ученика имеют самую высокую ценность в глазах учителя; однако при этом не следует забывать, что достижение «любой ценой» оборачивается чаще всего против ребенка и «ценой здоровья». Чтобы этого не произошло, не следует злоупотреблять прилежанием ученика, не следует требовать от него сделать еще больше или еще лучше ценой чрезмерных усилий, так как прилежание и трудолюбие могут обеспечить эффективность обучения только в сочетании с определенным состоянием здоровья, уровнем обучаемости, мотивации и другими факторами. Задача учителя — найти такую эффективность обучения, которая не приводит к чрезмерному функциональному напряжению и неблагоприятным сдвигам в состоянии здоровья. Поэтому при индивидуальном подходе к учащимся, при разработке дифференцированных методов обучения необходимо учитывать не один какой-то фактор, а весь комплекс.

 

Оставь комментарий первым