Когда родители очень хотят сделать из своего ребенка вундеркинда

вкл. .

Однако бывают и другие случаи, когда родители очень хотят сделать из своего ребенка вундеркинда: много работают с ним, «натаскивают» до школы, дополнительно занимаются, когда начинается учеба. Порой обращаются к нам с просьбой порекомендовать перевод такого ребенка из первого в третий класс или из первого во второй в середине года, обосновывая свою просьбу тем, что «ребенку уже неинтересно». В таких случаях очень важно убедить родителей не форсировать искусственно темп обучения: как правило, такие дети перенапрягаются, утомляются очень быстро, переживают за свои оценки, хотят быть лучше других, а в результате неминуемы срыв, нарушение здоровья. Конечно, таким ребятам нужно дать возможность использовать знания, нужно предусмотреть и более сложные задания на уроках, на контрольных, чтобы не терялся интерес к учебе, к постижению нового.

 

Именно в начальной школе, на первом этапе обучения, начинается расслоение учащихся с разной успеваемостью. Отсутствие необходимой корригирующей работы, дифференцированных требований и альтернативных методик приводит к тому, что из класса в класс по принципу «три пишем — два в уме» переводится до четверти учеников. Несмотря на то что в педагогической литературе слова «дифференцированный подход» и «дифференцированное обуг чение» встречаются довольно часто, на практике учитель не знает, что нужно делать. Нельзя не сказать и о порочной практике единых требований методистов и других проверяющих школу «уполномоченных» ко всем учащимся: единые для всех контрольные, единая для всех скорость чтения и письма и другие критерии успешности обучения, а значит, и работы учителя.

На наш взгляд, учитель должен не только знать и умело использовать различные возможности ученика, но и иметь право это делать. Специальные исследования показали, что дифференцирование педагогического процесса в зависимости от возможностей обучаемого, заключающееся в различных требованиях, обеспечении возможности работать в более медленном или более быстром темпе, выполнять менее сложные или более сложные задания, а также в подборе различных вариантов контрольных работ и диктантов, позволяет не только повысить успеваемость, но и значительно улучшить функциональное состояние детей и психологический климат в классе. Правда, учителю порой трудно согласиться не столько с необходимостью подбора различных по трудности и интенсивности работ, сколько с возможностью одинаковой, например отличной, оценки работ разной степени сложности. При обсуждении таких проблем с учителями можно услышать и такое мнение: «Почему я должна за три правильно решенных примера поставить такую же оценку, как другому ученику за пять примеров?», а главное — «Как объяснить такие оценки проверяющим?» Такие вопросы только доказывают, что принципы дифференцированного подхода с трудом пробивают себе дорогу в школе. А действительно, почему бы не поставить «пять» ученику, работающему очень медленно (таковы особенности его нервной системы, особенности его работоспособности), но решившему правильно три примера. Лучше дать ему сразу только три примера, чем он будет стараться и торопиться решить все и сделает это с ошибками. Что касается ответа на второй вопрос, то дифференцированный подход с учетом индивидуальных особенностей ученика потому и дифференцированный, что предполагает учет индивидуальных особенностей ребенка в каждом отдельном случае, и поэтому опыт и мнение педагога, ежедневно работающего с ребенком, знающего и учитывающего его особенности, возможности, темп продвижения, должны быть определяющими. А педагог всегда сможет доказательно и аргументированно объяснить свою оценку любому проверяющему.

 

Оставь комментарий первым