Неблагоприятные факторы внешней среды на работоспособности ребенка

вкл. .

На работоспособность ребенка оказывают влияние и другие неблагоприятные факторы внешней среды, такие, как не соответствующая гигиеническим нормативам освещенность, нарушение воздушно-теплового режима, несоответствие мебели и т. д. Резко снижается работоспособность при неблагоприятной психологической обстановке в классе и в семье, при наличии конфликтных ситуаций. А значит, все это может создать дополнительные трудности адаптации к школе, снизить эффективность работы учителя.

 

Рассматривая условия рациональной организации режима дня школьников и сохранения высокой и устойчивой работоспособности, нельзя не остановиться хотя бы коротко на организации второй половины дня.

Закончился учебный день, но большая часть детей остается в школе на «продленке» — так пренебрежительно, с долей скепсиса относятся к «продленке» и родители, и учителя. Что ж, такое отношение не лишено основания.

Ребенку, конечно, непросто быть целый день в коллективе (большом, шумном, активном), сложно весь день «соответствовать» необходимым требованиям. Расслабляться нельзя — нужно играть, быть может, в то, что совсем неинтересно, даже есть то, что не хочется. Это трудно даже тогда, когда условия идеальны и соответствуют всем необходимым требованиям. А если не соответствуют? Тогда вынужденное пребывание после уроков в школе превращается в каторгу.

В последние годы число групп продленного дня значительноувеличилось, и сейчас в них находится более 14 миллионов учащихся.

Поэтому мы считаем, что учитель должен хорошо знать специфику, особенности организации режима дня в условиях группы продленного дня. (Более подробно с этими вопросами можно познакомиться в книге «Учебно-воспитательная и оздоровительная работа в школах и группах продленного дня» / Под ред. Г. Г. Манке.— М., 1988.) Но прежде чем рассказать о влиянии на функциональное состояние организма ребенка «продленки», поговорим о детях, кому она противопоказана.

О таких учениках много говорят, но почти ничего не пишут.

Что же создает особые трудности для ребенка на продленном дне? Прежде всего это длительные контакты со сверстниками (большим коллективом), необходимость постоянно подчинять свои интересы интересам коллектива, минимум возможностей уединиться, просто отдохнуть от шума. Сочетание неблагоприятных биологических (состояние здоровья типа высшей нервной деятельности) и социальных (связанных с пребыванием на продленном дне) факторов может стать причиной нарушений психического здоровья детей.

 

Оставь комментарий первым