Учительница знала от матери, что пережил ребенок
Учительница знала от матери, что пережил ребенок, но, по- видимому, не придавала этому особенного значения. Он раздражал ее своей пассивностью, несобранностью, постоянными слезами, поэтому замечания и упреки буквально сыпались на него. Действительно, успеваемость у Кости была ниже среднего, а в последнее время стали появляться двойки. Он это очень переживал, постоянно волновался. При этом заикание усиливалось до такой степени, что он не мог сказать у доски ни слова и получал очередную двойку. Вскоре у мальчика появились головные боли, частые носовые кровотечения, ухудшился сон, появился страх темноты.
Со слов ребенка, у него из-за усталости так болела голова, что «хотелось закрыть глаза и лечь». Постепенно изменилось поведение: он стал конфликтным, агрессивным, отказывался идти в школу — боялся, что получит плохие отметки и с ним никто не будет дружить. В таком состоянии Костя был переведен в другую школу к другой учительнице. Состояние мальчика ее очень встревожило, и она посоветовала маме снова пойти с Костей к врачу. Действительно, занятия в обычной школе были ему не по силам, и мальчик был направлен в школу санаторного типа.
Теперь подведем итог. У мальчика в результате воздействия сильной психотравмирующей ситуации (гибель отца) развилось острое реактивное состояние, которое выразилось в испуге, временно ном нарушении сознания, ступоре. Это состояние длилось недолго, но у ребенка остались невротические расстройства (депрессивный фон настроения, заикание, ночное недержание мочи). После лечения состояние улучшилось, однако при поступлении в школу сложилась новая психотравмирующая ситуация, связанная с необходимостью адаптироваться к школе, к новому коллективу. Адаптация протекала тяжело. Эта тяжесть еще более усугублялась тем, что учительница не сумела правильно оценить состояние своего ученика. Она не могла справиться с раздражением — засыпала двойками, предъявляла к нему требования, превышающие его возможности, создавая этим самым дополнительную стрессовую ситуацию. Естественным результатом было резкое ухудшение психического здоровья мальчика.