Невротические и неврозоподобные расстройства нервно-психической сферы

вкл. .

Невротические и неврозоподобные расстройства нервно-психической сферы встречаются, как правило, не изолированно, а в различных сочетаниях. Наиболее часто они проявляются в виде заикания, непроизвольного подергивания век, мышц лица, шеи (тики, гиперкинезы), ночного недержания мочи (энурез), нарушения сна и т. д. Благоприятной почвой, на которой они возникают, является ослабленная нервная система.

Поэтому не случайно такие ученики обычно бывают вялыми, плаксивыми, раздражительными, часто с пониженным фоном настроения, плохим аппетитом, склонностью к страхам. Как правило, у них нарушается и сон: он становится поверхностным, тревожным, сопровождается сновидениями, вызывающими чувство страха, тревоги. Естественно, все это не может не сказаться на поведении и успеваемости этих детей, и поэтому адаптация к условиям обучения в школе протекает тяжело.

Поскольку учитель в своей практической работе очень часто сталкивается с учениками, имеющими подобные расстройства нервно-психической сферы, ему необходимо быть в курсе некоторых особенностей этих нарушений, так как своевременность принятых мер, правильное проведение педагогической коррекции являются главными факторами, определяющими успешность обучения ребенка и сохранение его здоровья. Мы остановимся на этих вопросах более подробно.

Большую трудность для педагога представляют дети, страдающие заиканием. Это расстройство может возникнуть по разным причинам, среди которых определенное место занимают состояние сильного психического напряжения, испуг, душевное потрясение. Вспомните приведенные примеры, где под влиянием психической травмы у ребенка возникал страх речи, а затем и заикание. Когда такие дети волнуются, вспоминают что-то неприятное, тягостное, заикание усиливается. Иногда возникают ситуации, когда ученик от волнения или страха вообще не может сказать ни слова. Особенно часто это случается при устных ответах у доски. Опытные педагоги, как правило, знают, что в этой ситуации лучше спрашивать после уроков индивидуально или давать отдельные письменные задания на карточках.

 

Оставь комментарий первым