Когда отставание в учебе почти ликвидировано
В тех случаях, когда отставание в учебе почти ликвидировано, состояние нервной и других систем организма удовлетворительное, можно оставить ребенка в этом коллективе, а значит, перевести во второй класс. Если же отставание остается значительным и к тому же ребенок ослаблен, часто болеет, страдает различными невротическими расстройствами, ему целесообразнее дублировать первый класс.
Одной из мер коррекции временных задержек психического, речевого, моторного развития может стать обучение ребенка в так называемых «классах выравнивания», в которых при общем щадящем режиме обучения и жизни с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика должна проводиться медико-педагогическая коррекция.
Однако решить этот вопрос самостоятельно учитель не может. Для того чтобы определить, где ребенок может учиться и какой режим ему посилен, необходимо направить его на медико-педагогическую комиссию. Желательно, чтобы учитель подготовил педагогическую характеристику ученика, и очень важно, чтобы она была составлена объективно и грамотно. В ней должны быть отражены следующие вопросы:
сколько времени ученик обучается в данном коллективе; социально-бытовые условия, в которых живет и воспитывается малыш;
в каком возрасте поступил в школу и в какой степени был к ней подготовлен;
как успевает ребенок и в чем заключаются трудности усвоения им программы, характер ошибок (отдельно по математике, письму, чтению и другим предметам);
особенности поведения на уроках: дисциплина, работоспособность, степень внимания. Более детально необходимо остановиться на тех случаях, когда у ребенка выражена двигательная расторможенность, повышенная утомляемость, рассеянность, несобранность и т. д.;
взаимоотношение ученика с коллективом сверстников, особенно в тех случаях, когда ребенок драчлив, агрессивен или, наоборот, чрезмерно пассивен. Отметить, как относятся к нему другие дети;
указать, какие меры коррекций применялись, и их эффективность (дополнительные занятия, щадящий режим и т. д.).