Разновидностей истинного письма: словесное (логографическое), слоговое (силаббическое)

вкл. .

Существует несколько разновидностей истинного письма: словесное (логографическое), слоговое (силаббическое), буквенное. Во всех письменностях имеются системы знаков — графемы, соответствующие единице речи, которая записывается. В словесном письме это слово, в слоговом — последовательность звучащих звуков (но необязательно слогов), в буквенном — значащему звуку (фонеме). Следует сказать, что история методики обучения письму прошла все эти этапы: от словесного до буквенного письма. Существовал в нашей отечественной методике так называемый метод целых слов, правда, не прижившийся, так как не соответствовал характеру русского звуко-буквенного письма.

 

После освоения слога человек не сразу перешел к выделению отдельных звуков (фонем), а отделение согласных от гласных потребовало довольно сложной абстрагирующей работы мысли.

Все этапы развития письменности в сжатой форме проходит практически каждый ребенок при обучении письму. Давайте вспомним, на что похоже вот такое письмо четырехлетней Оли С. маме с дачи.

Конечно же, это пиктографическое письмо. А вот как написал «письмо» пятилетний Дима.

Это уже идеографическое письмо. Кстати, многие учителя на первых этапах формирования навыка используют идеографическое письмо для развития письменной речи учащихся, позволяя заменять в письме слова, которые он еще не может написать, рисунками. У ребенка исчезают страх, неуверенность: ведь сказать он может практически все, а писать научиться гораздо позже. Возможность замены слов рисунками эту трудность снимает, и развитие письменной речи идет параллельно с формированием навыка письма.

Итак, основной принцип обучения письму должен соответствовать и в значительной мере определяться системой самого письма, а значит, при обучении русскому языку это звуковой метод или, вернее, фонематический, так как система письма — звуко-буквенная.

 

 

Оставь комментарий первым