Урок-игра «Что? Где? Когда?» Обобщающий урок по теме «Нахождение дроби от числа и числа по его дроби»

Цель:

  • создать условия для обобщения и систематизации знаний по теме «Нахождение дроби от числа и числа по его дроби», расширения кругозора о полезных ископаемых шахтерского города Солигорска;
  • способствовать развитию математического мышления, письменной речи, интеллекта, логики, творческих способностей, создать условия для стимулирования познавательной активности, совершенствования математических знаний, для установления межпредметных связей;
  • воспитывать самостоятельность, дисциплинированность, гордость за Родину, помочь оценить свои достоинства на основании высказывания Л. Н. Толстого.

Оборудование: портрет Л. Н. Толстого, таблицы для заполнения кроссворда и вопросы к нему (у каждого ученика), приведенные таблицы без ответов, модели куба и параллелепипеда, журнал с иллюстрациями города Солигорска, надпись «Символ города — соль».

Предварительная работа: учащийся готовит сообщение на тему «Соли Солигорска».

Ход урока

I. Организационная точка. Определение темы и цели урока (с помощью учащихся)

— При дележке добычи или измерении определенных величин, люди столкнулись с необходимостью ввести «ломаные числа» — обыкновенные дроби. Действия над дробями долго считали одной из сложнейших областей математики. От немцев можно услышать фразу о человеке, который попал в затруднительную ситуацию, что тот «попал в дроби».

— Послушайте стихотворение, определите тему и цель урока. (Тема урока — дроби, цель — научиться решать задачи с дробями, чтобы не попасть в такую ситуацию, как попал мальчик)

...Пришел из школы ученик и запер в ящик свой дневник.

—  Где твой дневник? — спросила мать. Пришлось дневник ей показать.

Не удержалась мать от вздоха, увидев надпись: «Очень плохо».

—  Скажи, за что? — спросила мать, раскрыв измятую тетрадь.

—  Задачу задали у нас, решал ее я целый час.

И вышло у меня в ответе 2 землекопа и 2/3.

С. Маршак

— Какую ошибку допустил ученик? (Ответы, учащихся)

— Как важны для человека знания! Я думаю, что вы, дорогие ребята, это хорошо понимаете. Я знаю, вы будете сегодня на высоте и проявите свою смекалку, находчивость, а главное — свои знания. Сегодняшний урок по теме «Нахождение дроби от числа и числа по его дроби».

II. Сообщение формы проведения

Недалёка ад пасёлка   

Ярка свецщца вясёлка.

Бачна усiм яна здалек.

Што за горад-гарадок?       

Вельмi хутка вырас волат —

Малады i дужы горад.         

Узнярся ад зямлi да сонца.

Солi многа у iм, бясконца.

I плывуць, плывуць шахцёры

Па чырвона-белым моры.

I горы растуць руды —

Цяжкай працы той сляды.

— Что это за город? (Это Солигорск — город соли)

— Сегодня мы с вами проведем необычный урок: познавательную игру «Что? Где? Когда?», посвященную городу Солигорску. Нам предстоит ответить на ряд вопросов, связанных с этим городом.

Известно, что эвристические вопросы использовались древнеримским философом Квинтилианом. По его мнению, чтобы получить полную информацию о чем-либо нужно получить ответы на следующие семь ключевых (эвристических) вопросов и ответить на них: кто? что? зачем? где? чем? как? когда? Мы попытаемся ответить на три основных: что? где? когда?

Отвечая на эти вопросы, мы повторим с вами как нахождить число по его дроби и дробь от числа. Узнаем, что о дроби говорили великие люди. Узнаем о полезных ископаемых шахтерской земли, их видах и значении для человека, сельского хозяйства и промышленности.

III. «ЧТО?» Повторение теоретического материала (индивидуальная работа)

— Что такое сильвинит? Ответ на данный вопрос вы узнаете из кроссворда (рисунок) в выделенной графе по вертикали. (Данную работу также можно провести в форме блиц-опроса.)

Кроссворд по математике

По горизонтали

1. Как называется многогранник, у которого все грани квадраты?

2. Как называется дробное число, у которой числитель равен или больше знаменателя?

3. Как называется многогранник, у которого все грани прямоугольники?

4. Как называется число дроби, записанное над чертой?

5. Как называется угол, равный 90 ?

6. Как называется число дроби, записанное под чертой?

7. Число 50 делится на 10 без остатка или 50 ... 10. Какое слово пропущено?

8. Как называется дробное число, у которой знаменатель и  числитель не взаимно простые числа?

9. Если путь разделить на время, то получится...

10. а, b, с — измерения параллелепипеда. Что можно найти по формуле а • b • с = ...

11. 1 дм3= 1...

12. Если делимое разделить на частное, то получится...

Проводится проверка заполнения кроссворда на доске. О выполнении работы можно судить по заполнению выделенной графы.

IV. «КОГДА?»

— Когда (в каком году) впервые буровики бригады А. И. Нестеренко извлекли из бурового керна первую порцию светло-розовой породы с прослойками темно-серой глины?

— Отгадать эту дату вам поможет программа вычисления. Правильно выполнив команды программы, вы получите искомое число. (Соревнуются три группы учащихся, каждый ряд — группа. У каждого таблицы программы вычисления.)

— У каждого из вас есть 2 таблицы. Сначала вам предстоит выполнить вычисления в таблице 1. Перед тем как приступить к заданию, повторим некоторые моменты.

1. Как вычислить  дробь от данного числа? (Делим число на знаменатель дроби и умножаем на числитель)

Например, найдем 2/7 от 14: 14 : 7 ∙ 2 = 4.

2. Как найти число, если известна его дробь? (Делим, число на числитель и умножаем на знаменатель)

Например, найдем число, если - его равно 14: 14 : 2 ∙ 7 = 49.

3. Как возвести число в квадрат, в куб?

Урок-игра по математике

Учащиеся (у них таблица без ответов) выполняют задания, после чего следует проверка.

— Теперь обратимся к таблице 2. В ней вы видите программу вычислений (колонка «Ответы» у учащихся не заполнена).

№ задания

Шифр команды

Ответы

1

4-7-8-19

12 : 4 = 3

2

5-19-9-20

32 = 9

3

2-20-10-21

9-1=8

4

4-21-9-22

8:2 = 4

5

5-22-16-23

42 = 16

6

1-23-11-24

16 + 20 = 36

7

3-24-12-25

36 ∙ 5 = 180

8

4-25-13-26

180 : 3 = 60

9

3-26-15-27

60 ∙ 5 = 300

10

2-27-14-28

300 - 100 = 200

11

3-28-18-29

200 ∙ 10 = 2000

12

2-29-17-30

2000 - 51 = 1949

13

6-00-00-00

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как выполнять?

1-я цифра в шифре обозначает код действия: 1 — сложение; 2 — вычитание; 3 — умножение; 4 —деление; 5 — возведение в степень; 6 — остановка. 2-я, 3-я и 4-я цифры — номера заданий в таблице 1. После решения ответы выставляются в ячейках № 7 — № 30 таблицы 1.

Пример выполнения:

Задание 1: 4-7-8-19.

Нужно разделить ответы примеров, стоящие в ячейках № 7 и № 8 таблицы 1 и занести результат в ячейку № 19.

V. Сообщение учащегося «Соли Солигорска»

Физкультминутка

VI. «ГДЕ?»

Где (на какой глубине) залегает соль? Узнайте, если минимальная глубина в метрах — это НОК (1, 4, 2, 5, 7), а наибольшая — НОД (4 800, 3 200).

НОК ((1, 4, 2, 5, 7) - 350 (м);                            НОД (4 800, 3 200) = 1 600 (м)

У кожным граме руды         

Цяжкай працы сляды 

Рук нястомных  

Майстроу залатых.              

Чырвона-белая соль —

Радасць наша i боль,

Моцны сэрцау

Стук маладых.

VII. Работа в паре «Что говорят великие люди о дробях?»

— Кто из великих людей сказал: «Человек есть дробь. Числитель — это сравнительно с другими — достоинства человека; знаменатель — это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя — свои достоинства, не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя — свое мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству»? (Л. Н. Толстой)

Если никому из учащихся не удается ответить, им предлагается задание-подсказка:

Вставьте соответствующие числа вместо * так, чтобы получились верные равенства, затем запишите буквы, соответствующие данным числам в следующем порядке 2, 3, 4, 5, 2, 6, 4, 5, 8.

1/3 = */6   (2) — Л;

2/13 = */39    (6) — С;

15/5 = 15/*    (3) — Н;

2/7 = */14    (4) — Т;

2/9 = */36    (8) — Е;

18/15 = 6/*    (5) — О.

2

3

4

5

2

6

4

5

8

Л.

Н.

Т

О

Л

С

Т

О

Й

Кристалл соли— Посмотрите на рисунок. На нем изображен кристаллик соли. Сколько у него граней? (8 граней)

— Какими фигурами являются грани? (Треугольники)

— Эта фигура — октаэдр. При производстве алюминия используют алюминиево-калиевые квасцы, форма монокристалла которого октаэдр. Октаэдр — символ воздуха (Платон).

VIII. Подведение итогов урока

1. Слово учителя.

— Значение дробей в жизни велико. С их помощью строят дома, возводят мосты, лечат людей, измеряют время. В спортивных состязаниях решающую роль играют порой сотые доли секунды. Значение дробей трудно переоценить.

2. Выставление оценок.

IX. Рефлексия

— Оцените степень сложности урока по схеме.

На уроке мне было (легко, обычно, трудно)

Проводится беседа о новой форме урока, учащиеся высказывают свое мнение, пожелания.

X. Творческое домашнее задание

1. Зашифруйте два задания с обыкновенными дробями (деление дроби на число и умножение дроби на число).

2. Придумайте рекламу дробям; стихотворение, загадку, сказку о дробях, составьте кроссворд или ребус.

(Творческие работы рассматриваются на следующих уроках)

Использованы материалы книги «Нестандартные уроки по математике 5 – 7 классы» автора Т. А. Богдашич

 

Оставь комментарий первым