Урок-игра «Что? Где? Когда?» Обобщающий урок по теме «Нахождение дроби от числа и числа по его дроби»
Цель:
- создать условия для обобщения и систематизации знаний по теме «Нахождение дроби от числа и числа по его дроби», расширения кругозора о полезных ископаемых шахтерского города Солигорска;
- способствовать развитию математического мышления, письменной речи, интеллекта, логики, творческих способностей, создать условия для стимулирования познавательной активности, совершенствования математических знаний, для установления межпредметных связей;
- воспитывать самостоятельность, дисциплинированность, гордость за Родину, помочь оценить свои достоинства на основании высказывания Л. Н. Толстого.
Оборудование: портрет Л. Н. Толстого, таблицы для заполнения кроссворда и вопросы к нему (у каждого ученика), приведенные таблицы без ответов, модели куба и параллелепипеда, журнал с иллюстрациями города Солигорска, надпись «Символ города — соль».
Предварительная работа: учащийся готовит сообщение на тему «Соли Солигорска».
Ход урока
I. Организационная точка. Определение темы и цели урока (с помощью учащихся)
— При дележке добычи или измерении определенных величин, люди столкнулись с необходимостью ввести «ломаные числа» — обыкновенные дроби. Действия над дробями долго считали одной из сложнейших областей математики. От немцев можно услышать фразу о человеке, который попал в затруднительную ситуацию, что тот «попал в дроби».
— Послушайте стихотворение, определите тему и цель урока. (Тема урока — дроби, цель — научиться решать задачи с дробями, чтобы не попасть в такую ситуацию, как попал мальчик)
...Пришел из школы ученик и запер в ящик свой дневник.
— Где твой дневник? — спросила мать. Пришлось дневник ей показать.
Не удержалась мать от вздоха, увидев надпись: «Очень плохо».
— Скажи, за что? — спросила мать, раскрыв измятую тетрадь.
— Задачу задали у нас, решал ее я целый час.
И вышло у меня в ответе 2 землекопа и 2/3.
С. Маршак
— Какую ошибку допустил ученик? (Ответы, учащихся)
— Как важны для человека знания! Я думаю, что вы, дорогие ребята, это хорошо понимаете. Я знаю, вы будете сегодня на высоте и проявите свою смекалку, находчивость, а главное — свои знания. Сегодняшний урок по теме «Нахождение дроби от числа и числа по его дроби».
II. Сообщение формы проведения
Недалёка ад пасёлка
Ярка свецщца вясёлка.
Бачна усiм яна здалек.
Што за горад-гарадок?
Вельмi хутка вырас волат —
Малады i дужы горад.
Узнярся ад зямлi да сонца.
Солi многа у iм, бясконца.
I плывуць, плывуць шахцёры
Па чырвона-белым моры.
I горы растуць руды —
Цяжкай працы той сляды.
— Что это за город? (Это Солигорск — город соли)
— Сегодня мы с вами проведем необычный урок: познавательную игру «Что? Где? Когда?», посвященную городу Солигорску. Нам предстоит ответить на ряд вопросов, связанных с этим городом.
Известно, что эвристические вопросы использовались древнеримским философом Квинтилианом. По его мнению, чтобы получить полную информацию о чем-либо нужно получить ответы на следующие семь ключевых (эвристических) вопросов и ответить на них: кто? что? зачем? где? чем? как? когда? Мы попытаемся ответить на три основных: что? где? когда?
Отвечая на эти вопросы, мы повторим с вами как нахождить число по его дроби и дробь от числа. Узнаем, что о дроби говорили великие люди. Узнаем о полезных ископаемых шахтерской земли, их видах и значении для человека, сельского хозяйства и промышленности.
III. «ЧТО?» Повторение теоретического материала (индивидуальная работа)
— Что такое сильвинит? Ответ на данный вопрос вы узнаете из кроссворда (рисунок) в выделенной графе по вертикали. (Данную работу также можно провести в форме блиц-опроса.)
По горизонтали
1. Как называется многогранник, у которого все грани квадраты?
2. Как называется дробное число, у которой числитель равен или больше знаменателя?
3. Как называется многогранник, у которого все грани прямоугольники?
4. Как называется число дроби, записанное над чертой?
5. Как называется угол, равный 90 ?
6. Как называется число дроби, записанное под чертой?
7. Число 50 делится на 10 без остатка или 50 ... 10. Какое слово пропущено?
8. Как называется дробное число, у которой знаменатель и числитель не взаимно простые числа?
9. Если путь разделить на время, то получится...
10. а, b, с — измерения параллелепипеда. Что можно найти по формуле а • b • с = ...
11. 1 дм3= 1...
12. Если делимое разделить на частное, то получится...
Проводится проверка заполнения кроссворда на доске. О выполнении работы можно судить по заполнению выделенной графы.
IV. «КОГДА?»
— Когда (в каком году) впервые буровики бригады А. И. Нестеренко извлекли из бурового керна первую порцию светло-розовой породы с прослойками темно-серой глины?
— Отгадать эту дату вам поможет программа вычисления. Правильно выполнив команды программы, вы получите искомое число. (Соревнуются три группы учащихся, каждый ряд — группа. У каждого таблицы программы вычисления.)
— У каждого из вас есть 2 таблицы. Сначала вам предстоит выполнить вычисления в таблице 1. Перед тем как приступить к заданию, повторим некоторые моменты.
1. Как вычислить дробь от данного числа? (Делим число на знаменатель дроби и умножаем на числитель)
Например, найдем 2/7 от 14: 14 : 7 ∙ 2 = 4.
2. Как найти число, если известна его дробь? (Делим, число на числитель и умножаем на знаменатель)
Например, найдем число, если - его равно 14: 14 : 2 ∙ 7 = 49.
3. Как возвести число в квадрат, в куб?
Учащиеся (у них таблица без ответов) выполняют задания, после чего следует проверка.
— Теперь обратимся к таблице 2. В ней вы видите программу вычислений (колонка «Ответы» у учащихся не заполнена).
№ задания |
Шифр команды |
Ответы |
1 |
4-7-8-19 |
12 : 4 = 3 |
2 |
5-19-9-20 |
32 = 9 |
3 |
2-20-10-21 |
9-1=8 |
4 |
4-21-9-22 |
8:2 = 4 |
5 |
5-22-16-23 |
42 = 16 |
6 |
1-23-11-24 |
16 + 20 = 36 |
7 |
3-24-12-25 |
36 ∙ 5 = 180 |
8 |
4-25-13-26 |
180 : 3 = 60 |
9 |
3-26-15-27 |
60 ∙ 5 = 300 |
10 |
2-27-14-28 |
300 - 100 = 200 |
11 |
3-28-18-29 |
200 ∙ 10 = 2000 |
12 |
2-29-17-30 |
2000 - 51 = 1949 |
13 |
6-00-00-00 |
|
Как выполнять?
1-я цифра в шифре обозначает код действия: 1 — сложение; 2 — вычитание; 3 — умножение; 4 —деление; 5 — возведение в степень; 6 — остановка. 2-я, 3-я и 4-я цифры — номера заданий в таблице 1. После решения ответы выставляются в ячейках № 7 — № 30 таблицы 1.
Пример выполнения:
Задание 1: 4-7-8-19.
Нужно разделить ответы примеров, стоящие в ячейках № 7 и № 8 таблицы 1 и занести результат в ячейку № 19.
V. Сообщение учащегося «Соли Солигорска»
Физкультминутка
VI. «ГДЕ?»
— Где (на какой глубине) залегает соль? Узнайте, если минимальная глубина в метрах — это НОК (1, 4, 2, 5, 7), а наибольшая — НОД (4 800, 3 200).
НОК ((1, 4, 2, 5, 7) - 350 (м); НОД (4 800, 3 200) = 1 600 (м)
У кожным граме руды
Цяжкай працы сляды
Рук нястомных
Майстроу залатых.
Чырвона-белая соль —
Радасць наша i боль,
Моцны сэрцау
Стук маладых.
VII. Работа в паре «Что говорят великие люди о дробях?»
— Кто из великих людей сказал: «Человек есть дробь. Числитель — это сравнительно с другими — достоинства человека; знаменатель — это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя — свои достоинства, не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя — свое мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству»? (Л. Н. Толстой)
Если никому из учащихся не удается ответить, им предлагается задание-подсказка:
Вставьте соответствующие числа вместо * так, чтобы получились верные равенства, затем запишите буквы, соответствующие данным числам в следующем порядке 2, 3, 4, 5, 2, 6, 4, 5, 8.
1/3 = */6 (2) — Л;
2/13 = */39 (6) — С;
15/5 = 15/* (3) — Н;
2/7 = */14 (4) — Т;
2/9 = */36 (8) — Е;
18/15 = 6/* (5) — О.
2 |
3 |
4 |
5 |
2 |
6 |
4 |
5 |
8 |
Л. |
Н. |
Т |
О |
Л |
С |
Т |
О |
Й |
— Посмотрите на рисунок. На нем изображен кристаллик соли. Сколько у него граней? (8 граней)
— Какими фигурами являются грани? (Треугольники)
— Эта фигура — октаэдр. При производстве алюминия используют алюминиево-калиевые квасцы, форма монокристалла которого октаэдр. Октаэдр — символ воздуха (Платон).
VIII. Подведение итогов урока
1. Слово учителя.
— Значение дробей в жизни велико. С их помощью строят дома, возводят мосты, лечат людей, измеряют время. В спортивных состязаниях решающую роль играют порой сотые доли секунды. Значение дробей трудно переоценить.
2. Выставление оценок.
IX. Рефлексия
— Оцените степень сложности урока по схеме.
На уроке мне было (легко, обычно, трудно)
Проводится беседа о новой форме урока, учащиеся высказывают свое мнение, пожелания.
X. Творческое домашнее задание
1. Зашифруйте два задания с обыкновенными дробями (деление дроби на число и умножение дроби на число).
2. Придумайте рекламу дробям; стихотворение, загадку, сказку о дробях, составьте кроссворд или ребус.
(Творческие работы рассматриваются на следующих уроках)
Использованы материалы книги «Нестандартные уроки по математике 5 – 7 классы» автора Т. А. Богдашич