Урок-игра «Путешествие в город УГОЛ»

Цель:

  • систематизировать и обобщить имеющиеся знания по теме «Углы», проверить умение применять полученные знания при выполнении различных упражнений;
  • способствовать расширению кругозора, формированию умения сравнивать величины, выявлять закономерности, обобщать; развивать образное и логическое мышление, устную и письменную речь; совершенствовать навыки коллективной (парной) и самостоятельной работы;
  • воспитывать эстетическую культуру, интерес к математике, творческую активность, целеустремленность, ответственность, честность, аккуратность.

Оборудование: чертежные инструменты (угольник, транспортир), карандаши (простой и цветные [по 3 каждому учащемуся]), углы из картона, фигурки сказочных героев, тесты (для индивидуального выполнения), конверты с семью вырезанными из цветного картона углами различного вида и одним чертежом в каждом, карточки с буквами А, Б, В и Г, раздаточный материал для теста по психологии.

Предварительная работа: учащийся готовит доклад на тему «Гипотеза Пушкина».

Ход урока

I. Организационная точка

II. Определение темы и задач урока

Учитель показывает круг.

— Как называется эта фигура? Запишите третью букву слова «круг» — у.

— 1/180 долю развернутого угла называют... (градусом). Запишите первую букву этого слова — г.

— Как называется граница круга? (Окружность) Запишите первую букву этого слова — о.

— Что не имеет конца, но имеет начало? (Луч) Запишите первую букву этого слова — л.

— Прочитайте полученное слово (Угол). Так звучит тема нашего урока. Запишите слово «угол» в тетрадях так, чтобы все буквы содержали углы.

Что такое угол в 5 классе

— Угол — незаменимый помощник во всех делах. В этом вы убедитесь сами. О том, чем мы будем заниматься на уроке и чему вы должны научиться, нам расскажут, буквы слова «угол».

Мы будем ...

У — узнавать, угадывать, учиться строить углы и украшать дом;

Г — говорить об углах, гипотезе Пушкина и головоломке Пифагора.

О — обобщать знания, находить общее и различное во всех углах, отвечать на вопросы теста, составлять опорный конспект.

Л — чертить линии и лучи, находить лишний предмет. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

III. Мотивация

— Где можно видеть углы? Где они применяются? (Ответы, учащихся)

Он знаком инженеру,

Моряку и землемеру,

Путешественнику, астроному,

Строителю и агроному.

Без угла и самолет не взлетит.

Угол — важная штука,

И любая на свете наука

Эту важность всегда подтвердит.

— Наш урок будет необычный. Ребята! Скорее всего, каждый из вас хотел бы быть путешественником, ездить по разным странам, городах, познакомиться с их достопримечательностями, жителями, культурой, наблюдать за всевозможными растениями и животными. На сегодняшнем уроке мы с вами отправимся в путешествие в город Угол.

IV. Остановка «Узнавай-ка, угадай-ка»

— Как вы думаете, где находится этот город? Что вы знаете о нем? (Ответы учащихся)

Как назвать угол в 5 классе

Учащиеся находят и показывают углы в слове «угол» (рисунок).

— Обозначьте эти углы буквами. Запишите.

— Устно назовите вершину и стороны углов ﮮАОВ, ﮮBOC, ﮮAOC, ﮮRDK, ﮮP, ﮮX, ﮮY, ﮮE, ﮮN.

— Какие это углы? (Среди углов 2 острых, 1 тупой, 5 прямых, 1 развернутый)

V. Математическая таможня

— Мы въехали в город. Наш автобус останавливают контролеры. Вам нужно ответить на их вопросы:

1. Что такое угол?

2. Как называются два угла, у которых есть одна сторона общая, а две другие — продолжения одна другой?

3. Как называется угол,  стороны которого находятся на одной прямой?

4. Как называется точка, из которой исходят два луча?

5. Как называются два угла, у которых одна сторона общая, а две другие — продолжения одна другой?

6. Один из смежных углов прямой, каким будет другой угол?

7. Какова сумма смежных углов?

8. Постройте вертикальные углы. На какую букву они похожи? (На букву X) Как называются лучи, исходящие из вершин угла?

9. Постройте смежные углы. На какую букву они похожи? (На букву У)

10. Какое свойство есть у вертикальных углов?

VI. Площадь углов

— Мы находимся на главной площади (учитель открывает запись на доске).

Что такое острый, прямой, тупой, развернутый, полный угол

Что такое вертикальные и смежные углы

— Что общее у всех углов? Чем они отличаются?

Общее:

1. Все углы — это часть плоскости, ограниченная двумя лучами, которые выходят из одной точки.

2. Все углы состоят из двух лучей — сторон

3. Все они имеют вершину.

4. Обозначаются одной или тремя большими латинскими буквами.

5. Единица измерения — градусы.

Отличие: разная градусная мера.

По ответам учащихся составляется опорный конспект.

— Решите задачу. (Учащиеся работают с компьютером, у каждого ребенка фигурки героев, модели углов)

Задача:

Персонажи сказки «Три поросенка» начертили на асфальте три угла — тупой, прямой, острый. Угол поросенка Ниф-Ниф больше угла поросенка Наф-Наф, но меньше угла Нуф-Нуфа. Определите, кем из героев сказок был нарисован острый угол, кто нарисовал тупой, а кто — прямой. (Наф-Наф нарисовал прямой угол, Нуф-Нуф нарисовал тупой угол, Ниф-Ниф — острый угол)

— Установим цепочку, запишем углы по возрастанию их градусных мер. (О < П < Т)

Наф-Наф < Ниф-Ниф < Нуф-Нуф

Какие есть виды углов в математике

VII. Тест «Углы» (индивидуальная самостоятельная работа)

— Мы самостоятельно гуляли по городу и не заблудились. Чтобы пройти дальше, нужно выполнить тест.

Вариант 1

1. Укажите, на каком из рисунков изображен ﮮABC.

                                                                         Э                  Ь*                      Ю                 Я

Как называть углы в 5 классе

2. Определите вид угла, градусная мера которого равна 89°:

ж) острый;*          з) тупой;          и) развернутый;          к) прямой.

3. Определите правильные утверждения:Что такое развернутый угол

о) угол АОС — развернутый;*

б) угол АОВ < угла ВОС, острый,

р) угол АОВ > угла ВОС;*

г) угол ВОС — тупой, а угол АОВ — острый.

4. Определите верные утверждения:

о) если угол меньше чем 90°, его называют острым;*

п) если угол больше 180°, то его называют тупым;

р) острый угол больше тупого угла;

к) тупой угол больше, чем прямой угол.*

5. Определите правильные утверждения:Что такое вертикальные и смежные углы

а) углы MKN и MKL вертикальные;

н) углы MKN и LKP вертикальные;*

у) углы MKL и LKP смежные;*

г) углы NKP и MKL — смежные.

6. Используя рисунок, определите градусную меру ﮮQRT.Что такое прямой угол в 5 классе

т) 40°;*

б) 45°;

к) 130°;

г) 50°.

7. Углы АОВ и ВОС — смежные. Определите градусную меру угла АОВ, если он в 3 раза меньше угла ВОС:

а) 60°;         в) 120°;          с) 45°;*          д) 135°.

— Заполните таблицу, вписав в нее буквы правильных ответов:

Номер задания  

1

2

3

4

5

6

7

Ответ        

Ь    

   Ж

О, Р 

О, К 

Н, У 

Т      

С

— Какое слово можно составить из этих букв? (Окружность)

Вариант 2

1. Укажите, на каком из рисунков изображен ﮮPQR:

                                                                          А              Б                         В*          Г

Как правильно называть углы

2. Определите вид угла, градусная мера которого равна 95:

а) острый;         б) тупой;*          в) прямой;           г) развернутый.

3. Определите верные утверждения:Что такое прямой угол

а) угол АОС — прямой;*

б) угол АОВ > ВОС; острый;

в) угол АОВ < ВОС;*

г) угол АОВ — тупой, а ВОС — острый.

4. Определите верные утверждения:

а) если угол больше чем 90 , его называют тупым;*

б) если угол меньше 180, его называют острым;

в) острый угол меньше, чем прямой угла;*

г) тупой угол больше развернутого угла.

5. Определите верные утверждения:Что такое смежные и вертикальные углы

а) углы AOD и BOD — вертикальные;

б) углы АОС и BOD — вертикальные;*

в) углы ВОС и AOD — смежные;

г) углы ВОС и АОС — смежные.*

6. Используя рисунок, определите градусную меру QRT:Как находить углы в 5 классе

в) 40°;*          б) 45°;          к) 130°;          г) 50°.

7. Углы АОВ и ВОС — смежные. Определите градусную меру угла ВОС, если он на 50 больше угла АОВ:

а) 115°;

б) 150°;

в) 65°;

г) 130 *

Проверка теста

Учитель называет номер задания, учащиеся поднимают карточки с буквой правильного ответа.

VIII. Бульвар «Оценка»

Двое учащихся, которые быстрее выполнили работу, пишут ответы на обратной стороне доски. Затем зачитываются вопросы и проверяются ответы. За каждый верный ответ ставится «+», за неверный — «—». (9 верных ответов — 9 баллов + 1 балл за активную работу при проверке теста)

— Поставьте оценку себе в тетрадь карандашом.

IX. Сообщение учащегося.

—  На домах мы видим цифры, состоящие из углов. Куда ни пойди, всюду углы. Послушайте историю о цифрах.

Гипотеза Пушкина

Мысли А.С. Пушкина о математикеЕсть различные версии о происхождении эволюции цифр. Мало кто знает, что у А. С. Пушкина была
История геометрии математическая теория. За начальную фигуру берем квадрат. Например, в восьмерке 8 углов, в четверке — 4.

Для того, чтобы получить фигуры с 7 углами нужно перечеркнуть прямую линию короткой поперечной, образующей сразу 4 прямых угла. Такая палочка сохранилась в рукописной записи, но не применяется в печатном варианте семерки.

Интересно решается задача о нуле. Это цифра, которая символизирует отсутствие какого бы то ни было значащего числа: фигура, не имеющая углов, т. е. окружность.

Физкультминутка «Стадион»

— Мы на стадионе.

А сейчас — физкультминутка.

Это вам, друзья, не шутка.

Предлагаю дружно встать,

Друг за другом повторять.

На раз, 2, 3, 4, 5

Головою повращать,

Полный угол описать.

6, 7, 8 — развернуть вас угол просим:

Руки в стороны, и вот

Мы летим, как самолет.

Руки накрест все скрестили —

Вертикальные углы получили.

Положенье рук меняем —

Поднимаем, опускаем.

Согнув в колене, ногу

Поднимем над землей,

Да так, чтоб получили

Угол мы прямой.

Теперь сделаем тупой,

Но уже другой ногой.

Раз подняли, опустили,

По задачам загрустили.

Все садимся, и опять

Будем мы углы считать.

X. В гостях у Снеговика

— Посмотрите, кто это идет нам навстречу? (Учитель показывает иллюстрацию с изображением снеговика и читает стихотворение от его имени)

Загадки по математике в 5 классеЯ с улыбкой на лице.

Подметаю улицу.

Говорят, я без углов —

Нет слов.

Но это вовсе ведь не так.

Кто так думает — чудак.

Сосчитать прошу учеников,

Сколько у меня углов:

Тупых и острых, прямых, полных,

Развернутых, вертикальных, смежных.

Сосчитать прошу прилежно.

Сколько их в кругах моих,

Сколько их в руках моих,

Сосчитайте в один миг

И скажите, сколько их?

Ответ: 15 острых, 2 прямых, 8 тупых, 12 пар вертикальных, 12 пар смежных, 2 полных, 4 развернутых.

XI. На улице Строителей

Персонажи сказки «Теремок» построили домики. Мышка-норушка построила домик, в котором все углы острые, Зайчик-побегайчик — дом, где все углы прямые, Лисичка-сестричка —домик с тупыми углами, Волчок-серый бочок — дом, в котором два тупых и два острых угла, а Лягушка-квакушка построила домик без углов. Нарисуйте, как выглядели домики. Проведите в них перпендикулярные прямые.

Геометрические фигуры в 5 классе

Работа в паре «Раскрасим теремок»Какие есть углы в математике

— Долго ли, коротко ли мы шли, терем нашли. Только не расписной. Давайте его распишем разноцветными карандашами в зависимости от вида угла: острый — красный, прямой — желтый, тупой — голубой, полный — синий, развернутый — фиолетовый, смежные — оранжевый, вертикальные — зеленый.

XII. Рефлексия

— Понравилось ли вам путешествовать? Что вы чувствовали сегодня на уроке?

— С какими трудностями вы встретились? Кому было трудно? Почему?

— Что вы сделали, чтобы преодолеть трудности? Что вам помогло? (Опорные конспекты, подсказки товарищей и т. д.)

— Кому и в чем помог разобраться сегодняшний урок?

— Что было сегодня необычного? Что понравилось? Что взяли с урока?

XIII. Творческое домашнее задание


1. Начертите человечка или предмет, с помощью какой-либо геометрической фигуры.

2. Сложи углы.Как посроить угол в 5 классе

а) Из трех карандашей (счетных палочек) сложите 3 угла: прямой, тупой и острый.

б) Из четырех карандашей (счетных палочек) сложите 5 углов: 3 острых и 2 тупых.

4. Строительство крыши для домов.

Помогите персонажам сказки «Три Поросенка» достроить в домах крыши треугольной формы с разными углами:

  • Наф-Наф — остроугольная крыша (№ 268 Латотин Л.А., Чеботаревский Б.Д. Математика 4);
  • Ниф-Ниф — крыша с прямым углом (№ 217 Латотин Л.А., Чеботаревский Б.Д. Математика 4);
  • Нуф-Нуф — крыша с тупым углом (№ 267 Латотин Л.А., Чеботаревский Б.Д. Математика 4).

Готовые планы-конспекты уроков в 5 кассе по математике помогут учителю сэкономить время подготовки к занятиям.

 

Использованы материалы книги «Нестандартные уроки по математике 5 – 7 классы» автора Т. А. Богдашич

 

 

Оставь комментарий первым