Обобщающий урок-сказка по теме «Площадь и объем. Квадрат и куб числа»

Цель:

  • повторить, обобщить и проверить знания по теме, учить решать задачи с практическим содержанием;
  • развивать внимание, память, логическое и образное мышление, активность учащихся на уроке, кругозор, пространственное представление;
  • воспитывать аккуратность, дружбу, взаимовыручку, потребность трудиться; помочь понять жизненную необходимость приобретаемых в школе знаний, обеспечить приобретение школьниками таких знаний, на которые они смогут широко опираться в трудовой и общественной деятельности.

Тип урока: закрепления пройденного материала.

Оборудование: магнитофон, аудиозапись музыки к сказке (на выбор учителя).

Ход урока

I. Сказочный сюжет

— Дети, вы любите сказки? (Ответы учащихся)

— Конечно, сказки любят все: и дети, и взрослые. Сегодня мы с вами отправляемся в удивительный мир сказки. (Звучит музыка, учитель читает сказку)

Как курочка петушка спасала

(по мотивам белорусской народной сказки)

Жили-были петушок и курочка. Курочка несла, яички, а петушок добывал, зернышки, угощал курочку.

— Ко-ко-ко, я нашел зернышко!

Однажды петушок нашел большую бобинку. Думает: «Это зернышко курочка не проглотит. Съем, я. лучше сам».

Проглотил и случайно подавился. Вдруг он упал, задрал ноги, лежит, еле дышит. Тут к нему курочка подбежала.

— Ой, — стонет, петушок, — бобинкой подавился.

— Как же тебя спасти, Петя? — курочка спрашивает.

— Надо, — прошептал  петушок, — маслица найти, горло смазать.

— А где его взять?

— У коровы.

II. Определение темы и задач урока

— Итак, мы отправляемся вместе с курочкой на помощь Петушку. Дорогу через мост нам загородил камень. А на нем надпись: «Решите и пройдете дальше».

Задание

Вариант I

Площадь

1) Sпр = ... аb      2) Sкв = ... а2        3) 1 a = 100 м2       4) 1 га = 10 ... м2       5) а2 = ...

Вариант II

Объем

1) Vпр. пар-пед = аbс       2) Vкуба = ... а3       3) 1 л = … дм3       4) 1 000 см3 =... дм3       5) а3 = ...

— Назовите тему сегодняшнего урока. (Записана на доске: «Площадь и объем. Квадрат куб числа».)

— Мы должны научиться возводить в куб и квадрат число, переводить одни единицы в другие, находить объем и площадь, выполнить тест по данной теме.

— Как вы думаете, важная ли это тема? Она нужна только ученикам школы? Людям каких профессий она может пригодиться? (Строителю, инженеру, хлеборобу, доярке, пекарю и т. д.)

III. Решение задач прикладного характера

— Продолжаем сказку.

1. Корова

Побежала к корове наша курочка .

— Корова, корова, дай мне немного маслица.

—Зачем тебе маслице?

— Подавился, мой петушок зернышком бобовым . Лежит, не дышит.

— Хорошо. Дам я тебе маслица, но сначала реши задачу.

— Поможем курочке решить задачу.

Из 102 дм3 молока получается 4 кг масла. Сколько надо взять литров молока, чтобы получить 1 кг масла?

1) 102 = 100;

2) 100 : 4 = 25 (л).

— Чтобы получить масло, — говорит корова, — надо сходить к косцам, попросить травы.

2. Косцы

Пришла курочка к косцам.

— Косцы, косцы, дайте травы.

— Зачем тебе трава?

— Трава — корове. Она даст масла. Масло — петушку. Подавился мой петушок зернышком бобовым. Лежит, не дышит.

— Хорошо, накосим мы тебе травы, но сначала реши все наши задачи.

1 косец

Поле является прямоугольником, длина которого 4 км, а ширина в 20 раз меньше. Какова площадь поля?

1) 4 000 : 20 = 200;

2) 4 000 • 200 = 800 000 м2 = 80 га.

2 косец

Сенокосилка скашивает это поле за 10 часов, косец — в 102 раза меньше. Какую площадь поля скосит косец за это же время?

1) 80 га = 8 000 а;

2) 8 000 : 100 = 80 а.

3 косец

За сколько дней это поле скосят 52 косцов, если каждый косец за день косит 80 а?

800 000 : 8 000 : 25 = 4 дня.

4 косец

Сколько травы накосили со всего поля (80 га), если с одного м2 получается 100 кг?

1) 80 га = 80 • 10 000 = 800 000 м2;

2) 800 000 • 100 = 80 000 000 кг = 80 000 т.

5 косец

Корове в день надо 80 кг травы. Запас травы 8 • 102 т. На сколько дней хватит этого запаса для 102 коров?

1) (8 • 102) : 102 = 8 т;

2) 8 000 : 80 = 100 дней.

— Чтобы получить траву, — сказали косцы, — надо сходить к пекарю, попросить для нас испечь пирог.

3. Пекарь

Пришла к пекарю наша курочка .

— Пекарь, испеки, пожалуйста, пирог.

—  Зачем тебе пирог?

—  Пирог — косцам. Косцы накосят травы. Трава — корове. Она даст масла. Масло — петушку. Подавился мой петушок зернышком бобовым. Лежит, не дышит.

—  Я испеку пирог для косцов в форме прямоугольного параллелепипеда, только решите задачи.

1. Каков будет объем пирога, если его длина равна 100 см, ширина — в 2 раза меньше, чем  длина, а высота — в 22 раза, меньше, чем длина?

1) 100 см : 2 = 50 см — ширина;

2) 100 : 4 = 25 см — высота;

3) 100 • 50 • 25 = 125 000 см3 = 125 дм3 — объем пирога.

2. Если бы все грани у пирога были квадратами, то какой длины было бы его ребро?

125 дм3 = 53, 5 дм.

3. Какой объем пирога получит каждый, если всех косцов 5?

125 дм3 : 5 = 25 дм3.

—  Чтобы испечь пирог, — говорит пекарь, — надо сходить в лес и принести мне столько кубов дров, сколько их получится изИз скольких квадратов состоит фигура? квадратов, которые занимает елка.

Елка занимает 72 квадрата. У куба 6 граней.

72 : 6 = 12 кубов дров.

—  Дрова принесли.

Физкультминутка

Поморгайте вы глазами,

Потрясите вы кистями,

Покачайте головой —

 усталость прочь долой.

IV. Выполнение теста

— Пока одни пекут пироги, другие косят траву, доят корову и делают масло, мы отвечаем на вопросы теста 10 (Радькова А. М. Тематический контроль по математике. 4 класс):

  • вариант 1: с. 18—19;
  • вариант 2: с. 36—37.

 

1

2

3

4

5

6

Вариант 1

В

А, Г

Б

В

А, Б

Б, В

Вариант 2

Б

А, Б, В

В

Б, Г

Г

А, В

Проводится проверка, выставляются оценки.

4. Петушок

Принесли дров, пекарь испек пирог, косцы накосили травы, корова съела дала масла. Петушок помазал маслом горлышко и проглотил бобинку, и пропел:

— Кууу-кааа-реее-кууу — люблю АРИФМЕТИКУ.

Ребус

Б : О = Б — И = Н = К — А

Разные буквы — разные числа. Между ними знаки действий. Вместо букв поставьте числа так, чтобы получились верные равенства. А еще подсказки:

Н3 = Б, Н2 = О, К = .. 2.

Решение:

Н3 = 23 = 8.

13 и 33 не подходят.

8 : 4 = 2, Н = 2, К = 32 = 9,
Из скольких квадратов состоит фигура?

Б : О = Б – И = Н = К – А

8 : 4 = 8 – 6 = 2 = 9 – 7

— Какое действие выполняется первым в примерах: 23 : 4; 23 – 6; 32 – 7? (Возведение в куб, квадрат)

— Кто решал задачи, молодец. Вот и сказке конец.

V. Подведение итогов

VI. Творческое домашнее задание

— Нарисуйте любую фигуру, сосчитайте, сколько квадратов она занимает.

Использованы материалы книги «Нестандартные уроки по математике 5 – 7 классы» автора Т. А. Богдашич

 

Оставь комментарий первым