Обобщающий урок-сказка по теме «Площадь и объем. Квадрат и куб числа»
Цель:
- повторить, обобщить и проверить знания по теме, учить решать задачи с практическим содержанием;
- развивать внимание, память, логическое и образное мышление, активность учащихся на уроке, кругозор, пространственное представление;
- воспитывать аккуратность, дружбу, взаимовыручку, потребность трудиться; помочь понять жизненную необходимость приобретаемых в школе знаний, обеспечить приобретение школьниками таких знаний, на которые они смогут широко опираться в трудовой и общественной деятельности.
Тип урока: закрепления пройденного материала.
Оборудование: магнитофон, аудиозапись музыки к сказке (на выбор учителя).
Ход урока
I. Сказочный сюжет
— Дети, вы любите сказки? (Ответы учащихся)
— Конечно, сказки любят все: и дети, и взрослые. Сегодня мы с вами отправляемся в удивительный мир сказки. (Звучит музыка, учитель читает сказку)
Как курочка петушка спасала
(по мотивам белорусской народной сказки)
Жили-были петушок и курочка. Курочка несла, яички, а петушок добывал, зернышки, угощал курочку.
— Ко-ко-ко, я нашел зернышко!
Однажды петушок нашел большую бобинку. Думает: «Это зернышко курочка не проглотит. Съем, я. лучше сам».
Проглотил и случайно подавился. Вдруг он упал, задрал ноги, лежит, еле дышит. Тут к нему курочка подбежала.
— Ой, — стонет, петушок, — бобинкой подавился.
— Как же тебя спасти, Петя? — курочка спрашивает.
— Надо, — прошептал петушок, — маслица найти, горло смазать.
— А где его взять?
— У коровы.
II. Определение темы и задач урока
— Итак, мы отправляемся вместе с курочкой на помощь Петушку. Дорогу через мост нам загородил камень. А на нем надпись: «Решите и пройдете дальше».
Задание
Вариант I
1) Sпр = ... а • b 2) Sкв = ... а2 3) 1 a = 100 м2 4) 1 га = 10 ... м2 5) а2 = ...
Вариант II
1) Vпр. пар-пед = а • b • с 2) Vкуба = ... а3 3) 1 л = … дм3 4) 1 000 см3 =... дм3 5) а3 = ...
— Назовите тему сегодняшнего урока. (Записана на доске: «Площадь и объем. Квадрат куб числа».)
— Мы должны научиться возводить в куб и квадрат число, переводить одни единицы в другие, находить объем и площадь, выполнить тест по данной теме.
— Как вы думаете, важная ли это тема? Она нужна только ученикам школы? Людям каких профессий она может пригодиться? (Строителю, инженеру, хлеборобу, доярке, пекарю и т. д.)
III. Решение задач прикладного характера
— Продолжаем сказку.
1. Корова
Побежала к корове наша курочка .
— Корова, корова, дай мне немного маслица.
—Зачем тебе маслице?
— Подавился, мой петушок зернышком бобовым . Лежит, не дышит.
— Хорошо. Дам я тебе маслица, но сначала реши задачу.
— Поможем курочке решить задачу.
Из 102 дм3 молока получается 4 кг масла. Сколько надо взять литров молока, чтобы получить 1 кг масла?
1) 102 = 100;
2) 100 : 4 = 25 (л).
— Чтобы получить масло, — говорит корова, — надо сходить к косцам, попросить травы.
2. Косцы
Пришла курочка к косцам.
— Косцы, косцы, дайте травы.
— Зачем тебе трава?
— Трава — корове. Она даст масла. Масло — петушку. Подавился мой петушок зернышком бобовым. Лежит, не дышит.
— Хорошо, накосим мы тебе травы, но сначала реши все наши задачи.
1 косец
Поле является прямоугольником, длина которого 4 км, а ширина в 20 раз меньше. Какова площадь поля?
1) 4 000 : 20 = 200;
2) 4 000 • 200 = 800 000 м2 = 80 га.
2 косец
Сенокосилка скашивает это поле за 10 часов, косец — в 102 раза меньше. Какую площадь поля скосит косец за это же время?
1) 80 га = 8 000 а;
2) 8 000 : 100 = 80 а.
3 косец
За сколько дней это поле скосят 52 косцов, если каждый косец за день косит 80 а?
800 000 : 8 000 : 25 = 4 дня.
4 косец
Сколько травы накосили со всего поля (80 га), если с одного м2 получается 100 кг?
1) 80 га = 80 • 10 000 = 800 000 м2;
2) 800 000 • 100 = 80 000 000 кг = 80 000 т.
5 косец
Корове в день надо 80 кг травы. Запас травы 8 • 102 т. На сколько дней хватит этого запаса для 102 коров?
1) (8 • 102) : 102 = 8 т;
2) 8 000 : 80 = 100 дней.
— Чтобы получить траву, — сказали косцы, — надо сходить к пекарю, попросить для нас испечь пирог.
3. Пекарь
Пришла к пекарю наша курочка .
— Пекарь, испеки, пожалуйста, пирог.
— Зачем тебе пирог?
— Пирог — косцам. Косцы накосят травы. Трава — корове. Она даст масла. Масло — петушку. Подавился мой петушок зернышком бобовым. Лежит, не дышит.
— Я испеку пирог для косцов в форме прямоугольного параллелепипеда, только решите задачи.
1. Каков будет объем пирога, если его длина равна 100 см, ширина — в 2 раза меньше, чем длина, а высота — в 22 раза, меньше, чем длина?
1) 100 см : 2 = 50 см — ширина;
2) 100 : 4 = 25 см — высота;
3) 100 • 50 • 25 = 125 000 см3 = 125 дм3 — объем пирога.
2. Если бы все грани у пирога были квадратами, то какой длины было бы его ребро?
125 дм3 = 53, 5 дм.
3. Какой объем пирога получит каждый, если всех косцов 5?
125 дм3 : 5 = 25 дм3.
— Чтобы испечь пирог, — говорит пекарь, — надо сходить в лес и принести мне столько кубов дров, сколько их получится из квадратов, которые занимает елка.
Елка занимает 72 квадрата. У куба 6 граней.
72 : 6 = 12 кубов дров.
— Дрова принесли.
Физкультминутка
Поморгайте вы глазами,
Потрясите вы кистями,
Покачайте головой —
усталость прочь долой.
IV. Выполнение теста
— Пока одни пекут пироги, другие косят траву, доят корову и делают масло, мы отвечаем на вопросы теста 10 (Радькова А. М. Тематический контроль по математике. 4 класс):
- вариант 1: с. 18—19;
- вариант 2: с. 36—37.
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Вариант 1 |
В |
А, Г |
Б |
В |
А, Б |
Б, В |
Вариант 2 |
Б |
А, Б, В |
В |
Б, Г |
Г |
А, В |
Проводится проверка, выставляются оценки.
4. Петушок
Принесли дров, пекарь испек пирог, косцы накосили травы, корова съела дала масла. Петушок помазал маслом горлышко и проглотил бобинку, и пропел:
— Кууу-кааа-реее-кууу — люблю АРИФМЕТИКУ.
Ребус
Б : О = Б — И = Н = К — А
Разные буквы — разные числа. Между ними знаки действий. Вместо букв поставьте числа так, чтобы получились верные равенства. А еще подсказки:
Н3 = Б, Н2 = О, К = .. 2.
Решение:
Н3 = 23 = 8.
13 и 33 не подходят.
8 : 4 = 2, Н = 2, К = 32 = 9,
Б : О = Б – И = Н = К – А
8 : 4 = 8 – 6 = 2 = 9 – 7
— Какое действие выполняется первым в примерах: 23 : 4; 23 – 6; 32 – 7? (Возведение в куб, квадрат)
— Кто решал задачи, молодец. Вот и сказке конец.
V. Подведение итогов
VI. Творческое домашнее задание
— Нарисуйте любую фигуру, сосчитайте, сколько квадратов она занимает.
Использованы материалы книги «Нестандартные уроки по математике 5 – 7 классы» автора Т. А. Богдашич