Урок-игра «Агенты 005» по теме «Признаки делимости на 10 и на 100, на 2 и на 5»

Цели:

  • актуализировать знания по темам «Натуральные числа», «Деление с остатком»; создать условия для обработки новых знаний и понятий: четные и нечетые числа, признаки делимости на 10, на 100, на 2, на 5; формировать навыки определения делимости на 10, 100, 2, 5.
  • создать условия для формирования умения использовать приемы сравнения, обобщения, переноса знаний в новую ситуацию; развитие математического кругозора, наглядно-образного мышления, речи, внимания, памяти.
  • содействовать  развитию интереса к математике, аккуратности, коммуникативной культуры, толерантности.

Тип урока: изучение новой темы.

Предварительная подготовка: учитель заранее предупреждает детей, что на одном со следующих уроков будет проведено заседание агентства ЛМИ (любителей математической игры).

Замечание: Если такое агентство в школе существует, то ученики будут знать, что это за заседание. Если такого агентства нет, то необходимо заранее на факультативах определить круг заинтересованных и создать подразделение ЛМИ для средних классов.

Оборудование: карточки с вопросами и заданиями для подразделений, листы с заданиями «Расшифровка донесения» и «Выходной тест», карточки со словами из правил по изучаемой теме.

Ход урока

 I. Организационная точка «Начало заседания»

– Открываем новое заседание агентства ЛМИ, на котором присутствуют не только агенты 005, но и представители Cлужбы агентств – СА (их количество зависит от количества подразделений; это ученики старших классов или учителя математики). Их функция – помогать быстро проверять сделанные задания, давать консультации ученикам. Чтобы проверить готовность агентов к работе над новым ответственным заданием, необходимо расшифровать тайное донесение об работе над предыдущим заданием.

II. Проверка домашнего задания «Расшифровка донесения»

Каждому ученику класса раздаются листы с тестами по теме домашнего задания «Деление с остатком». Ученики отвечают на вопросы теста – правильные ответы и есть расшифровка. После выполнения задания листы отдаются на проверку СА.

Примерное здание:

Расшифровка донесения по теме «Деление с остатком»

агентом 005 (Ф.И. ученика) _______________________________

1. Укажите верное равенство:

а) 30 : 4 = 5 (остаток 4)        б) 30 : 4 = 7 (остаток 1)      в) 30 : 4 = 8 (остаток 2)      г) Нет правильного равенства

2. Остаток при делении 457 на 5.

3. Какие остатки могут получаться при делении разных чисел на 6?

4. Если делитель 3, результат деления 7, а остаток 2, то делимое 23

а) 24                   б) 26                  в) 32

III. Определение новой темы и постановка целей урока «Задание для агентов 005»

– Пока работает СА, несколько слов о новом задании. Оно будет большим, поэтому все агенты делятся на отдельные подразделения (количество подразделений зависит от количества изучаемых вопросов. Подразделениям нужно «добыть» информацию по следующим вопросам):

  • Четные и нечетные числа.
  • Соответствующие признаки делимости на некоторые числа. (Какие эти числа, узнают и расскажут всем агенты 005.)

IV. Создание проблемной ситуации

Каждое подразделение получает карточку с заданием, над которым будет работать некоторое время перед презентацией. На полученных местах агенты письменно отвечают на вопросы и задания и докладывают членам СА. За правильный ответ участники получают слово или фразу из правила, определения или признака по новой теме.

Ответив на все вопросы и получив необходимые фразы (слова), ученики составляют их в правила, определения или признаки, снова докладывают СА. Получают следующую карточку с заданием и т.д. Все подразделения работают одновременно, каждое выполняет задания из трех карточек.

Ученики выполняю задания без помощи учебников, опираются только на собственные знания. При возникновении сложностей участники могут обращаться за консультацией членов СА.

Подразделение 1

Четные и нечетные числа

Карточка 1Что такое четное число

  1. Из чисел 7, 6, 11, 10, 12, 29, 36, 41 выберете те, которые делятся на 2 без остатка.
  2. Запишите ряд чисел от 0 до 20, каждый следующий из которых больше, чем предыдущий на 2.
  3. На какие числа без остатка делятся все числа из задания 2.

Карточка 2Что такое нечетное число

  1. Из чисел 7, 6, 11, 10, 12, 29, 36, 41 выберете те, которые не делятся на 2 без остатка.
  2. Запишите натуральные числа от 1 до 19, которые не вошли в ряд из здания 2 карточки 1.
  3. В ряду чисел от 1 до 14 подчеркните те, которые не делятся на 2 без остатка. Как расположены числа, которые делятся и которые не делятся на 2?

Карточка 3

  1. Запишите три четные и три нечетные двузначные  числа. Объясните, почему число является четным или нечетным.
  2. Запишите несколько четных четырехзначных чисел. Объясните, почему они четные.
  3. Запишите несколько нечетных четырехзначных чисел. Объясните, почему они нечетные.

Подразделение 2

Делимость на 10 и на 100

Карточка 1Когда число делится на 10

  1. Сколько десятков в числе 280? В числе 7 300?
  2. Из чисел 20, 45, 203, 230, 2 346, 23 460, 10, 3 040 выпишите те, которые делятся на 10.
  3. На какое число оканчиваются выписанные в задании 2 числа.

Карточка 2Когда число делится на 100

  1. Сколько сотен в числе 2 800? В числе 73 000?
  2. Из чисел 200, 45, 2 030, 230, 2 346, 234 600, 100, 3 040 выпишите те, которые делятся на 100.
  3. Какие два последних числа в записи чисел, выписанных в задании 2?

Карточка 3

  1. Запишите три двухзначных числа, которые делятся на 10. Объясните, почему это получается.
  2. Запишите несколько четырехзначных чисел, которые делятся на 100. Почему это получается?
  3. Делятся ли на 10 числа, которые делятся на 100? Почему?
  4. Делятся ли на 100 числа, которые делятся на 10? Почему? Всегда ли так?

Подразделение 3

Делимости на 2 и на 5

Карточка 1
Какие цифры нечетные

  1. Каким числом выражается число единиц в однозначных, двузначных и других числах?
  2. Сколько существует однозначных чисел? Выпишите их.
  3. Какие из них делятся на 2? Какие не делятся?Какие цифры четные

Карточка 2Число оканчивается четной цифрой

  1. Из чисел 61, 11, 9, 10, 12, 29, 36, 41 выберете те, которые не делятся на 2 без остатка.
  2. На какие цифры оканчиваются числа, выписанные в задании1?
  3. Запишите несколько примеров чисел, которые не делятся на 2 без остатка.

Карточка 3Число оканчивается цифрой 0 или 5

  1. Из чисел 7, 65, 90, 10, 12, 290, 36, 45 выберете те, которые делятся на 5 без остатка.
  2. На какие цифры оканчиваются числа, выписанные в задании1?
  3. Запишите несколько примеров чисел, которые не делятся на 5 без остатка. На какие цифры они заканчиваются?

V. Презентация

После выполнения заданий ученики около доски рассказывают о своей работе, своих исследованиях в данном задании. Учитель помогает, следит, поправляет, дополняет. Остальные ученики внимательно слушают, при необходимости задают вопросы. Учитель также задает вопросы, чтобы все более точно разобрались с материалом.

Потом работа идет устно и письменно, задания можно брать из учебника или сборника.

VI. Выполнение выходного теста

Агенты заполняют листы презентации (выходной тест) о проделанной работе, потом сдают учителю.

Презентация по теме «Признаки делимости»

агент 005 (Ф.И. ученика) _______________________________

1. Укажите правильное утверждение:

Число делится на 5 если…

a) Последняя цифра числа четная

б) Последняя цифра 0

в) Последняя цифра числа нечетная

г) Нет правильного утверждения.

2. Подчеркните числа, которые являются четными.

45, 67, 88, 2, 5, 34, 12, 99, 103, 222, 102 030.

3. Какую цифру необходимо поставить вместо *, чтобы число 3 472* делилось на 10?

4. Не проделывая действий, с помощью признаков делимости определите, какая из сумм делится на 2:

а) 2212 + 134 + 445          б) 846 + 734 + 652          в) 5123 + 445 + 1

VII. Домашнее задание

Домашнее задание преподносится, как очередное испытание для агентов 005. Будет более интересно, если задание для каждого ученика будет напечатано и помещено в отдельный конверт.

VIII. Подведение итогов. Рефлексия

Урок оканчивается заключительным заседанием агентства и членов СА, которые подводят итоги работы. Определяются лучшие агенты.

Использованы материалы книги «Нестандартные уроки по математике 5 – 7 классы» автора Т. А. Богдашич

Провести контроль знаний пятиклассников по математике по теме "Делимость чисел" можно, используя хорошую апробированную контрольную работу по соответствующей теме в двух вариантах.

 

Оставь комментарий первым