Как Небесные Явления Служат Людям

вкл. .

С незапамятных времен люди обращали свой взор к небу. Пытливый ум Homo Sapiens замечал не только повторяющиеся небесные явления, ной любые изменения на небесном своде. Стремление понять и объяснить наблюдаемые явления и невозможность сделать это на научной основе привели к тому, что любому изменению на небе приписывалось мистическое значение.

Неудивительно, что за тысячи лет наблюдений сложилось огромное количество всевозможных мифов, сказаний, легенд, описывающих и «объясняющих» то или иное явление. Выработались традиции отмечать особым образом некоторые небесные явления. Многие праздники, которые мы отмечаем в настоящее время, имеют очень глубокие корни. К числу таких праздников относятся Пасха, Рождество Христово, Ивана Купалы, Коляда, Новый год и многие другие. Небесные явления оказали непосредственное влияние на многие культурные традиции народов, и, прежде всего, на разработку методов исчисления времени.

ВРЕМЯИСЧИСЛЕНИЕ

Луна и Солнце были самыми доступными объектами для наблюдения, поэтому разного рода солнечные и лунные календари стали основой и для нашего современного календаря.

Первым было выработано представление о сутках, как об интервале между двумя восходами Солнца или Луны. И хотя, как известно, этот интервал не остается постоянным в течение всего года, сутки стали достаточно точной единицей измерения времени. Гораздо позже сутки приобрели современное значение (т. е. 24 стандартных часа).

Наблюдения за сменами видимых фаз Луны привели к новой единице времяисчисления — месяцу. Поэтому не случайно слова «месяц» и «луна» являются синонимами в разных языках. Древние люди началом месяца считали момент появления молодой Луны в виде узкого серпа до захода Солнца в сумерках вечерней зари. Однако видимое появление молодой Луны не является астрономическим новолунием — Луна невидима в это время. Видимой она становится лишь через 26- 36 часов. Лунный месяц длится 29 суток 12 часов 22 минуты 3 секунды.

Изменяющаяся Луна дала еще одну единицу измерения —- семидневную неделю. Неделя возникла в глубокой древности у народов Востока— Египта, Вавилонии, Китая. Ее происхождение связано с изменением фаз Луны. Выделяют четыре основные фазы: новолуние, первая четверть, полнолуние, последняя четверть. А так как лунный месяц длится 29,5 суток, то его четверть приблизительно равна семи дням (неделе). Каждый седьмой день находится как бы в состоянии покоя — «день успокоения сердец богов».

В Вавилонии считали, что последний день каждой четверти Луны приносит зло и проклятия людям, поэтому в такие дни существовало множество запретов. Древние евреи заимствовали семидневную неделю вавилонян, но седьмой день превратили в день благодарности богу Ягве, который, по преданию, за шесть дней сотворил мир, а на седьмой «почил от дел своих». Это был день покоя и молитвы — суббота (древнееврейское «шаббот», оттуда и «шабаш» конец работе). «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои; а день седьмой —- суббота — господу богу твоему» (Библия, Исход XX, 8- 10 статьи). У мусульман днем отдохновения и особого почитания считается пятница: в этот день родился пророк Мухаммед.

С возникновением христианства один из дней недели (до XVI в. на Руси он имел название «неделя», а в Белоруссии он и теперь так называется) посвящался Иисусу Христу, который, согласно учению, воскрес в послесубботнюю ночь. Этот день позже стали называть «воскресеньем».

Даже в названиях дней недели просматривается ритуал «почитания седьмого дня»: неделя (воскресенье) — не делают, понедельник — после недели, вторник — второй, среда — середина недели, четверг — четвертый, пятница — пятый, суббота — конец, последний день.

Дни недели связывали также со светилами и планетами, видимыми невооруженным глазом, которые, в свою очередь, связывались с металлами. Их было семь: воскресенье — Солнце (золото), понедельник — Луна (серебро), вторник — Марс (железо), среда — Меркурий (платина), четверг — Юпитер (цинк), пятница — Венера (медь), суббота — Сатурн (олово). Каждому небесному светилу посвящался один день, день поклонения тому богу, которого данное светило якобы представляло.

Из плеяды звездных богов особое значение придавалось Луне не только потому, что она являлась первым показателем времени, но и вследствие мягкости ее «лучей». Луна именовалась «Господином блестящего восхода». Умиротворяющее действие Луны, столь отличное от испепеляющей силы Солнца, вынудило вавилонян перенести начало отсчета суточного времени на полночь, в связи с чем Луна «Син» (шумерский «Нонна») воспринималась в качестве отца Солнца «Шамаш» (шумерский «Уту»), В течение долгого времени могущество солнечного бога Шамаш значительно уступало могуществу Луны Син. И лишь в эллинистическую эпоху стала очевидной зависимость развития всего живого от живительной силы Солнца. Бог Солнца стал занимать исключительное положение верховного судьи, земного и небесного, предсказывающего будущее и заботящегося об обиженных и бедных. Равноправным соседом на небосводе выступала также Венера (Иштар). Образующая в союзе с Луной и Солнцем божественную триаду (символически они изображались как солнечный диск, полумесяц и восьмиконечная звезда Иштар), Венера олицетворяла собой богиню любви и материнства, исцеляющую и покровительствующую всему живому. Луна же связывалась с процессами становления, роста и умирания (отголоски фазовых изменений Луны). Наряду с Божьей триадой в пантеоне были и другие планеты: Нергал (Марс), Мардук (Юпитер), Ниниб (Сатурн), Набу (Меркурий). Природа планет постигалась посредством наблюдения за их окраской. Красный цвет Марса послужил основой для отождествления планеты с богом войны и смерти; белый цвет Юпитера подтверждал его жизнетворное, мягкое влияние; красно-желто-серая окраска Сатурна и подозрительно долгий период его обращения вокруг Солнца носили зловещий характер. Семь смертных грехов также соответствовали семи планетам: Сатурн — леность, Марс — гнев, Венера — сластолю Изображения месяцев древневавилонского календаря бие, Меркурий — корыстолюбие, Юпитер — амбициозность, Солнце — чревоугодие, Луна — зависть.

Таким образом, вавилонянам были известны триада и септенер (семерица) планет. При этом планеты располагались в последовательности не по каким либо физическим признакам, а в зависимости от их собственных достоинств, связанных с соответствующим Божеством. Возрастание значения септенера планет было обусловлено значением числа семь, выявленного впервые на основе семидневного цикла Луны.

В дальнейшем неделя, связанная с фазами Луны, потеряла значение, а число 7 стало магическим: 7 планет на небе, 7 дней творения мира, 7 струн в арфе Орфея , 7 чудес света.

НАШ КАЛЕНДАРЬ

Календарь — это система счета больших промежутков времени, основанная на периодичности видимых движений небесных тел. Происходит это название от латинского слова calendarium, что переводится как «долговая книга». Первые дни месяца, близкие к новолунию, назывались в Древнем Риме календами. В эти дни происходили денежные расчеты с должниками; эти расчеты записывались в особые долговые книги—календариумы. Отсюда и пошло самоназвание календарь.

Календарные системы основывались на движении Земли вокруг своей оси (один оборот — сутки), на движении Луны (один оборот вокруг Земли — месяц) и на движении Земли вокруг Солнца (один оборот — год).

Лунный календарь стал самым первым в мире, но он был неточным. Год, состоящий из 12 синодических (лунных) месяцев (29,5 дней) составлял 354 дня. («Синодический» от древнегреч. «synodos» — соединение, схождение; Луна сходится с Солнцем). Этот год был короче тропического, который длился 365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд, поэтому начало года и праздники расходились с временами года.

В древнем Вавилоне в эпоху Хаммурапи (3000-1200 гг. до н.э.) был создан более точный лунный календарь. По этому календарю год делился на 12 месяцев, графические изображения каждого месяца показывали, какое это время года и какие сельскохозяйственные работы должны выполняться. Месяц начинался вечером в новолуние и длился до следующего новолуния. Поскольку календарный год состоял из 6 месяцев по 30 дней и 6 месяцев но 29 дней, специальным царским декретом вводился дополнительный месяц в 11 дней, называемый «адару второй» или «улулу второй». В одном из документов той эпохи так и написано: «И принял Хаммурапи закон, по которому следующим месяцем будет улулу второй, ибо в году недостает дней». Сутки делились на 12 равных промежутков, называемых беру. Беру делился на 30 уш, а 1 уш на 30 гар. Этот календарь просуществовал до падения Нововавилонского царства под натиском персов в VI в. до н.э.

Лунный календарь получил широкое распространение в странах Востока — Иране, Афганистане, Пакистане, Турции и других мусульманских странах.

Гораздо точнее оказался солнечный календарь древних египтян. Год в Египте начинался с периода разлива Нила. В это время по всему Египту устраивались праздники: целые процессии во главе со жрецами шли к Нилу, справлялись особые обряды, а потом люди веселились, плясали, радовались живительному началу разлива великой реки. Начало разлива знаменовалось появлением на горизонте перед восходом Солнца

Древний арабский зодиак

звезды Сириус (Сотис) из созвездия Большого Пса. Обычно она была невидима, но сразу после летнего солнцестояния Сотис всходила раньше Солнца. Жрецы стали отсчитывать время от одного появления блистающей Сотис до другого — эта звезда стала основой египетского календаря. За это же время Солнце проходит свой путь от одного солнцестояния до другого. По подсчетам египтян в таком году было 365 дней. Этот длинный отрезок времени древние египтяне разделили на 12 месяцев, по 30 дней в каждом, а оставшиеся 5 дней поместили в конце. Месяц состоял из трех больших недель по 10 дней (декады) или из шести малых недель по 5 дней (лентады). Год делился на 3 сезона по 4 месяца; эти сезоны были тесно связаны с временами года: наводнение — ахет (июль, август, сентябрь, октябрь), созревание — перт (ноябрь, декабрь, январь, февраль), жатва — шему (март, апрель, май, июнь).

Календарь древних египтян был очень прост и удобен, однако с каждым годом звезда все больше и больше запаздывала. Оказалось, что в расчеты закралась ошибка: год был длиннее на 6 часов. Календарь требовал исправления, однако жрецы противились этому. Они говорили: пусть год будет блуждающим, пусть праздники будут то весенними, то осенними. Даже после того, как в 238 году до н.э. фараон Птолемей Эвергет издал приказ об изменении календаря, все осталось по-старому жрецы не допускали поправок. А поправка требовалась очень простая: каждые четыре года нужно было прибавлять к календарю один лишний день. Шло время, но египетский календарь оставался блуждающим. Мудрую поправку Птолемея использовали не в Египте, а в Древнем Риме.

У древних римлян (в VII в. до н.э.) в календаре царила полная путаница и беспорядок. Не было никаких правил ни в чередовании месяцев, ни в счете дней. В одном месяце было меньше двадцати дней, в другом — больше тридцати. Римляне незнали разницы между длиной солнечного и лунного года, и их календарь получался совсем несуразным — 304 дня, разделенные на 10 месяцев. После окончания десятого месяца счет приостанавливался — ждали прихода весны, чтобы начать новый год. При воинственном Ромуле (полулегендарном царе, основавшем город Рим) первый месяц года был посвящен богу войны Марсу — это наш март. Апрель ведетоя от слова «aperio», что в переводе значит открывать; это был месяц весны, когда все в природе оживает, открываются почки, зеленеют всходы. Май назван в честь богини цветения Майи; июнь — в честь богини плодородия Юниус. А дальше месяцы шли по порядку: квинтилис — пятый, секстилис — шестой, септем-бер — седьмой, октобер — восьмой, новембер — девятый, децембер — десятый.

После Ромула правил Нума, и среди прочих важных дел он позаботился о календаре. Нума любил астрономию и часто по ночам следил за движением небесных светил. Он вычислил, что лунный год короче солнечного на 11 дней. Чтобы выровнять календарь, Нума ввел добавочный месяц из двадцати двух дней; его назвали мерцедониус и вставляли в календарь раз в два года. При Ромуле в году было 10 месяцев. Нума добавил еще два: януариус и фебруариус. Миролюбивого Нуму не прельщали воинские подвиги, выше всего он ценил порядок^ стремился к справедливости и больше Марса почитал Януса — бога, по преданию изменившего дикий образ жизни людей. Считалось, что двуликий Янус одной стороной своего лица смотрит в прошлое, другой —. в будущее. Поэтому ему и пристало начинать новый год. Вторым месяцем стал февраль, посвящеппый богу смерти — Фебруариусу (лат. «очищение»); в этом месяце приносились жертвы умершим. А затем уже шел воинственный март.

В те далекие времена календарем ведали понтифики — жрецы, ответственные за счет дней. Они могли либо удлинять, либо укорачивать длину года, изменять дату начала нового года, вставлять мерцедониус по своему усмотрению. Так что, несмотря на поправки царя Нумы, календарь совсем сбился с толку. Вольтер так высказался по этому поводу: «Римские полководцы всегда побеждали, но никогда не знали, в какой день это случилось».

Путаница доставляла много неудобств, и когда к власти в Риме пришел Юлий Цезарь (100—44 гг. до н.э.), он решил навести порядок со счетом дней. Ему посоветовали ввести в Риме египетский солнечный календарь, но только с поправкой фарао-на Птолемея Эвергета. Цезарь пригласил в Рим из Александрии астронома Созигена и предложил ему произвести реформу календаря. Для этого все недостающие дни были подсчитаны и (кроме мерцедония) еще два месяца из 33 и 34 дней были вставлены между ноябрем и декабрем. Поэтому 46 г. до н.э. вошел в историю под названием «года замешательства». Он оказался самым длинным годом в истории человечества и содержал 15 месяцев (всего 445 дней).

Новый календарь был введен с 1 января 45 года до н.э. и по сию пору его называют юлианским. В основу года было положено время обращения Земли вокруг Солнца (365,25 суток, соответственно известной на тот момент величине тропического года). В трех годах стали считать 365 дней, а в четвертом 366 дней. Добавочный день вставляли между 23 и 24 февраля. Первый день месяца римляне называли календы, 5-й или 7-й — ноны, 13-й или 15-й — иды. Все остальные дни определяли относительно этих трех. Поэтому 23 февраля на площади выкликали: шестой (сектус) день до мартовских календ. На следующий день повторяли: еще раз шестое — биссектус. Греки произносили это слово как виссектус. Мы переделали это греческое слово в високос. Поэтому «длинный» год стал называться високосным.

Четные месяцы получили по 30 дней, а нечетные по 31 дню (февраль — 29 или 30 дней). После смерти Юлия Цезаря в 44 г. до н.э. квинтилис переименовали в его честь в йулиус (июль).

В 8 г. до н.э. правлении преемника Цезаря императора Августа обнаружилось, что понтифики снова сбились со счета и назначали високосные года не через три на четвертый, а через два на третий, и опять накопилась ошибка. По указу Августа ошибку исправили, и сенат Рима в благодарность за исправление календаря, а также за большие военные победы императора переименовал секстилис в август. Но в июле был 31 день, а в секстилисе - 30. Ок- тавиан Август пожелал, чтобы оба месяца сравнялись в счете. Вот почему два месяца подряд насчитывают по 31 дню, при этом один день был отнят у самого короткого месяца в году — февраля.

Никейский церковный собор в 325 г. н.э. принял юлианский календарь в качестве христианского церковного календаря (православная церковь и сейчас живет по юлианскому календарю и религиозные праздники празднуются по старому стилю). Однако и этот календарь оказался неточным: он чуточку отставал — всего на одни сутки за 128 лет. К концу XVI в. погрешность составила около 10 суток: весеннее равноденствие сдвинулось с 21 на 11 марта. В 1572 г. папа римский Григорий XIII создал специальную комиссию, в которую входили астрономы и священнослужители. Из предложенных вариантов комиссия выбрала проект реформы, предложенный итальянским врачом и математиком Луиджи Лилио Гаралли (1520-1576).

При более тщательном подсчете он установил, что год длиннее не на шесть часов, а на 5 часов 48 минут 46 секунд, и предложил выбрасывать из каждых четырехсот лет три високосных года. В 1582 г. Григорий XIII издал специальную буллу, согласно которой счет дней передвигался на 10 суток вперед и день 5 октября стал 15 октября с сохранением счета дней недели. Новый календарь стал называться григорианским. Постепенно григорианский календарь завоевал весь мир. Однако на Руси все попытки перейти на григорианский календарь гасились Святейшим синодом, который не хотел переходить на календарь католического папы и вполне довольствовался юлианским. Вопрос о реформе календаря был решен лишь 24 января 1918 г. «Декретом о введении в Российской республике западноевропейского календаря». В связи с этим февраль 1918 г. оказался самым коротким месяцем в России: после 31 января наступило 14 февраля.

В 1954 г. на 18-й сессии Экономического и Социального совета ООН был одобрен проект нового календаря, в котором тропический год делится на четыре квартала по 91 дню, первый месяц квартала содержит 31, остальные два по 30 дней. Первое число каждого года всегда приходится на воскресенье, а каждый квартал начинается с воскресенья и заканчивается субботой. В каждом месяце 26 рабочих дней. Эта календарная система очень удобна, но неизвестно, будет ли она когда-нибудь использоваться григорианским. Постепенно григорианский календарь завоевал весь мир. Однако на Руси все попытки перейти на григорианский календарь гасились Святейшим синодом, который не хотел переходить на календарь католического папы и вполне довольствовался юлианским. Вопрос о реформе календаря был решен лишь 24 января 1918 г. «Декретом о введении в Российской республике западноевропейского календаря». В связи с этим февраль 1918 г. оказался самым коротким месяцем в России: после 31 января наступило 14 февраля.

В 1954 г. на 18-й сессии Экономического и Социального совета ООН был одобрен проект нового календаря, в котором тропический год делится на четыре квартала по 91 дню, первый месяц квартала содержит 31, остальные два по 30 дней. Первое число каждого года всегда приходится на воскресенье, а каждый квартал начинается с воскресенья и заканчивается субботой. В каждом месяце 26 рабочих дней. Эта календарная система очень удобна, но неизвестно, будет ли она когда-нибудь использоваться.

 

Оставь комментарий первым