Хорошие и плохие ученики

вкл. .

Сегодня уже не нужно никого убеждать, что дети разные, но еще много нужно сделать, чтобы не делить детей на «хороших» и «плохих», «послушных» и «непослушных», «успевающих» и «неуспевающих». В каждом классе есть непоседы и мямли, одним нужно подробно объяснить, что и как, другие любят дойти до всего сами (хорошо это или плохо?), один тянет руку, даже когда не знает, а другой знает, но молчит (что лучше здесь?), у одних — быстрый темп реагирования, другие медленно включаются в работу, и переключить их на новый вид деятельности очень трудно (можно ли в этом случае определить однозначно «что такое хорошо»?). Дети по-разному воспринимают информацию, по-разному ее анализируют, у них разная работоспособность, разное внимание, память и т. д. Разные дети требуют в конечном счете разного подхода в обучении, т. е. индивидуального, дифференцированного подхода, который пока еще в педагогике только декларируется, но на практике никак не реализуется.

Нам часто задают один и тот же вопрос: может ли один педагог и великие математики, даже очень хорошо знающий и любящий детей, свое дело, учитывать индивидуальные особенности каждого из 30—35 своих учеников? На этот вопрос всегда трудно ответить, потому что единственный ответ — «должен». Иначе в каждом классе будет до четверти детей «неспособных», «неуспевающих» (опыт показывает, что в действительности так и есть) и неуспевающих не потому, что их нельзя научить: ведь учиться может практически любой ребенок, не имеющий грубых нарушений психического развития,— а потому, что разных детей нужно учить по-разному. Один будет труднее осваивать письмо, другой — математику, один сможет работать на уроке спокойно, внимательно, не отвлекаясь, а другой через пять минут начнет крутиться. Кто-то будет запоминать то, что вы говорите с первого раза, а кому-то придется объяснять еще и еще.

С первых дней обучения учителю необходимо определить так называемый «контингент риска», тех детей, с кем будет труднее всего, и им уделить особое внимание. С этими учениками важно не запоздать, не упустить время для педагогической, а при необходимости и медицинской коррекции, не надеяться на чудо, так как трудности не пройдут сами собой. Самое главное — чтобы эти различия не пугали учителя (одинаковых детей нет и быть не может), важно, чтобы он мог выделить существенное и несущественное, то, что влияет на успешность обучения и не оказывает никакого влияния.

Почти все учителя жалуются на чрезмерную наполняемость классов и оправдывают невозможность индивидуального, дифференцированного подхода к учащимся именно большим количеством детей. Конечно, работать с классом в 20 учеников много легче, чем с 30—35 учениками, но уменьшение количества учеников в классе новее не снимет необходимости учета индивидуальных и возрастных особенностей.

 

Оставь комментарий первым