Ребенок начинает осознавать себя среди других людей

вкл. .

Ребенок начинает осознавать себя среди других людей, выбирает критерии, которыми он будет руководствоваться при выборе поведения. При добром отношении взрослых, при понимании и внимании основная установка ребенка только на хорошее: «я — хороший», «ты — хороший», «мы — хорошие». Нельзя не сказать, что дети того же возраста, выросшие в неблагоприятных социальных условиях, в условиях борьбы за свое существование и даже за выживание, не столь наивны и непосредственны. Они умеют хитрить и притворяться, могут быть эгоистичны, расчетливы. Эти дети еще не понимают происходящего с ними, но чувства здесь словно опережают разум.

 

Ребенок, приходящий в школу, уже может сознательно управлять своим поведением, но еще легко отвлекается, не может четко ставить цель. Он уже знает и понимает разницу между «хочу» и «могу», «хочу» и «надо», но может подчиняться только требованиям взрослого, а заставить себя самого отказаться от «хочу» ради «надо» ему еще трудно. Он умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками, умеет жить и работать в коллективе, подчиняться его требованиям. Многое умеет этот маленький человек, который очень хочет, чтобы его любили и уважали, ценили в нем его самого, а значит, он — личность.

Итак, мы очень коротко разобрали основные физиологические и психологические характеристики детей, поступающих в школу. Следует заметить, что четкое хронологическое разделение психологических и функциональных особенностей ребенка не является устойчивым и неизменным. Здесь многое зависит от индивидуальных темпов роста и развития, от сложившейся и существующей системы воспитания данного ребенка до школы — в семье и детском саду. Поэтому можно говорить лишь об относительных психологических характеристиках данного возраста. Изменение всей системы дошкольного воспитания и образования, изменение целей и задач дошкольного воспитания могут существенно повлиять не только на динамику их физического и функционального развития. Психические особенности каждого ребенка, его умственное развитие, развитие личностных качеств создается непредсказуемое и неповторимое сочетание, которое и характеризует его индивидуальность. А если принять во внимание различие темпов физического и функционального развития, их индивидуальные варианты, то становится ясным, что нет и не может быть одинаковых детей.

Знание основных закономерностей функционального и психического развития первоклассника особенно значимо для учителя. Без такого знания невозможно дифференцировать обучение, осуществить индивидуальный подход, найти наиболее адекватные средства и методы обучения.

 

Оставь комментарий первым