Факторы, которые служат причиной задержки или дефектов в развитии речи

вкл. .

Факторы, которые могут послужить причиной задержки или дефектов в развитии речи, разообразны. Большое значение имеют такие нарушения в раннем периоде развития, как родовые травмы, различные заболевания, неблагоприятные условия воспитания, особенно когда ребенок лишен достаточного контакта с матерью, со взрослыми. Давно уже доказано, что чем чаще мать или близкие подходят к малышу, улыбаются, разговаривают с ним, показывают игрушки, тем благотворнее это влияет на его речевое развитие. У детей, которые воспитываются в домах ребенка, детских домах, как правило, в дальнейшем отмечается задержка в речевом и психическом развитии.

 

Нарушения речи могут иметь у детей разный характер. Наиболее часто встречаются нарушения, связанные с расстройством звукопроизношения разных видов. При этом ребенок не произносит некоторые звуки, искажает, заменяет их другими: ука (рука), коова (корова), фама (сама), сайка (зайка) и т. п. Серьезно то, что эти нарушения звукопроизношения могут быть внешним проявлениемлибо недоразвития, либо органического поражения определенных отделов височной области мозга, выражающихся в нарушении тонкого специального речевого, т. е. фонетико-фонемэтического, восприятия — способности к слуховому восприятию звуков речи, имеющей большое значение для овладения звуковой стороной языка, что в дальнейшем непременно скажется на формировании навыка письма и письменной речи. С трудностями анализа звуков по фонетическим признакам (глухой-звонкий, мягкий-твердый, ударный- безударный) будут связаны дислексия (нарушение чтения) и дисгра- фия (нарушение письма). При этом четкого внешнего дефекта звукопроизношения к моменту формирования письменной речи может не быть, но ребенок не будет дифференцировать один звук от другого, например звуки б — п (балка — палка), д т (дом — том). Естественно, он будет нечетко воспринимать и смысл слов, испытывать затруднения в звуко-буквенном анализе слов, в овладении грамотой и окажется в числе неуспевающих.

Одной из причин нарушения звукопроизношения у детей может быть легкая тугоухость. Слабослышащие дети должны обучаться в специальной школе — это хорошо известно. Но к сожалению, довольно часто в массовую школу поступают дети, имеющие менее выраженные степени тугоухости, которые своевременно не были замечены родителями и не распознаны врачами.

 

 

 

Оставь комментарий первым