Причины ухудшения здоровья школьников
Одной из важных причин ухудшения здоровья школьников является их перегрузка учебными занятиями. Наши многолетние наблюдения показывают, что перегрузки заложены уже в самих учебных планах, программах и методах обучения, применяемых сейчас в школе, особенно при обучении шестилетних детей. Несовершенство программ и методик обучения, их несоответствие возрастным особенностям и возможностям ребенка создают дополнительные трудности в процессе адаптации к школе. Но это тема для специального разговора.
Как правило, индикатором трудности процесса адаптации к школе являются изменения в поведении детей. Это могут быть чрезмерное возбуждение и даже агрессивность, а может быть, наоборот, заторможенность, депрессия. Может возникнуть (особенно при неблагоприятных ситуациях) и чувство страха, нежелания идти в школу. Все изменения в поведении ребенка, как правило, отражают особенности психологической адаптации к школе.
Основными показателями психологической адаптации ребенка к школе являются формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности. Именно поэтому при проведении специальных исследований по изучению адаптации детей к школе изучался характер поведения ребенка в этих трех сферах, а на основании социально-психологической адаптации по этим критериям анализировались ее особенности.