Индивидуальная динамика работоспособности

вкл. .

В течение урока индивидуальная динамика работоспособности тоже может быть различной.

Как видите, динамика работоспособности может быть различной и в течение дня, и в течение урока. Мы уже много говорили о том, что на сохранение высокого уровня работоспособности и на благоприятную динамику оказывают влияние различные факторы, но в качестве первого и, пожалуй, основного для школьников младших классов назовем состояние здоровья, имея в виду комплексную характеристику, учитывающую физическое и психическое развитие ребенка, его функциональное состояние, наличие или отсутствие хронических заболеваний, степень сопротивляемости организма воздействию неблагоприятных факторов, факторов внешней среды.

Рассказывая о детях ослабленных, часто болеющих, с отклонениями психоневрологического статуса, мы упоминали о том, что они отличаются низким уровнем работоспособности и неблагоприятной динамикой. Чаще всего у них отмечаются неблагоприятные изменения работоспособности, такие, как типы III, IV в течение дня. Среди этих детей чаще встречаются ослабевающий и неровный типы работоспособности на уроке. Но и у здорового, хорошо успевающего ученика может быть резко снижена работоспособность после болезни.

Большую долю в устойчивость работоспособности вносят особенности высшей нервной деятельности. Дети с сильным, уравновешенным, подвижным типом нервной системы (сангвиники) обычно имеют повышенную активность: они энергично, легко и быстро включаются в работу, на уроке внимательно слушают, тянут руку (готовы и хотят отвечать), легко переключаются на новое дело, на новую работу и новый вид деятельности и могут достаточно долго работать, не утомляясь. Дети с сильным, неуравновешенным, инертным типом нервной системы (холерики) отличаются тем, что реактивность у них преобладает над активностью: они нетерпеливы, несдержанны, труднее перестраиваются и переключаются на новый вид деятельности; однако если такой ребенок заинтересован, то он может работать долго и упорно, но уж если «не нравится» — отключается мгновенно. Работоспособность у этих учеников очень неустойчива.

Дети с сильным, уравновешенным, инертным типом нервной системы (флегматики) медленно сосредоточивают свое внимание, трудно и долго включаются в работу; правда, включившись, могут ра- ботать долго и упорно, но не могут быстро перестроиться: им трудно переключить свое внимание.

 

Оставь комментарий первым