Дети с особыми нуждами

вкл. .

В современной школе, к сожалению, практически в каждом классе учатся дети с так называемыми особыми нуждами. К таким ученикам принадлежат дети с разладами зрения, слуха и речь, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, эмоционально-неустойчивые дети та др.

 

Перед педагогом возникает нелегкая задача: объяснить что такое зимние явления в природе, чтобы дети чувствовали себя комфортно и уверенно. Для этого необходимо знать психолого-педагогические особенности детей, методы и формы работы с ними. Н. С. Трофимова считает, что в современном процессе должен действовать установка нового уровня: «Учитель призванный не исправлять ошибки, недостатки естественной организации ребенка, а максимально использовать свои профессиональные возможности для нахождения такой формы, которая отвечает уровню культуры общества, естественному и творческому потенциалу ребенка. Ребенок — не только и не столько объект влияния, сколько источник культурного и профессионального роста самого учителя».

Надеемся, что полученные знания помогут педагогу - в работе с детьми, которые имеют особые нужды. Вместе с тем с общими представлениями о главных тенденциях в развитии ребенка, с разными отклонениями важно научиться видеть ее уникальную неповторимость, богатство индивидуальных особенностей, сильные стороны ее возрастающей личности.

Значительное количество детей со слабым зрением сейчас учится в массовых школах в тех самых классах, которые и школьники, которые видят нормально. Естественно, что в массовой школе нельзя целиком воссоздать те специфические условия, которые существуют в специальных школах. Поэтому в процессе обучения таким детям учителя нередко сталкиваются с трудностями, которые усиливаются незнанием характера и структуры зрительных дефектов, своеобразности психического и физического развития в случае этой недостатки. В связи с этим такие дети не всегда получают необходимую помощь.

Проанализируем особенности психических процессов в школьников со слабым зрением. Такие дети вообще осуществляют те самые умственные операции, что и дети, которые видят нормально. Вместе с тем следует отметить, что в случае разладов зрения у детей более замедлено, фрагментарно.

Это затрудняет развитие образного мышления. В случае разладов зрения не улавливается много световых и пространственных признаков сходства и отличий. Умственные операции сравнения нередко осуществляются ими за ограниченным количеством признаков, которые иногда затрудняет обобщение. Самые большие трудности у таких школьников возникают во время оценивания пространственных связей и отношений между предметами. Поэтому в процессе обучения следует обращать внимание на формирование пространственных представлений, речь и технического мышления учеников. Во время изучения литературы ученики с разладами зрения могут широко пользоваться сравнениями, метафорами, образными выражениями.

У школьников с плохим зрением и временными задержками психического развития наблюдаются значительные трудности в случае, когда нужно сравнить, систематизировать, обобщить и т.п. В связи с этим такие ученики не всегда справляются с программным материалом, особенно с овладением теоретическими знаниями из математики, физики, биологии. В частности, школьники с разладами зрения с временными задержками психического развития испытают трудности и не могут написать эссе на тему Кому жить хорошо сочинения вызывали определенные трудности при написании учениками.

Анализ решения задач учениками со слабым зрением показывает: если они осознали смысловое и конкретное содержание условия, то их соображения, умозаключения не отличаются от таких в школьников, которые видят нормально.

Автор: Смирнова Наталья Михайловна Заместитель директора по ВР МБОУ Александро – Ершинская СОШ

 

Оставь комментарий первым