Внимание учителя на способных и неспособных детей

вкл. .

Хочется обратить внимание учителя не только на ребенка малоспособного, с низкой работоспособностью (мы в основном говорим о таких детях потому, что слишком явны отрицательные последствия школы, чрезмерной нагрузки на их организм), но и на способного, а быть может, даже одаренного ученика. Такие дети с ярко проявляющимися умственными способностями тоже оказываются, как это ни обидно, вне поля зрения и внимания учителя.

Правда, «чудо- дети», или вундеркинды, встречаются не столь уж часто, но дети с хорошими способностями, с высокой обучаемостью есть в каждом классе. Поэтому индивидуальный, дифференцированный подход в обучении должен учитывать не только особенности ученика малоспособного, с низкой работоспособностью и быть направлен на разгрузку, облегчение заданий, замедление темпа деятельности, но и на ученика способного, с устойчивой и высокой работоспособностью, а значит, на усложнение работы, повышение интенсивности, возможность более быстрого продвижения. В то же время неоправданно низкий темп работы, недостаточная сложность быстро ведут к Потере интереса, а деятельность малоинтересная, не дающая возможности для творческого развития, всегда утомительна. Очень легко затормозить развитие способностей такого ребенка, и хотя отрицательные последствия подобного отношения к способному ребенку не столь очевидны, как нарушение состояния здоровья, но это только на первый взгляд, а в действительности это очень важная и сложная проблема.

К сожалению, сегодняшняя школа ориентирована на «среднего ученика», но никто не может ответить на вопрос: «Какой он — этот мифический средний ученик?» Нет сомнения, что существующая система обучения, большая наполняемость классов, отсутствие альтернативных методик, а также единые требования ко всем ученикам — все это заставляет учителя искать некую, отнюдь не золотую середину.

К нам часто обращаются с просьбой подтвердить целесообразность перехода ребенка из первого в третий класс или из второго в четвертый, а иногда перевода ребенка уже по окончании первой четверти из первого класса во второй класс. В ряде случаев это действительно целесообразно и необходимо, как в случае с Ринатом Ф. Ринату еще нет восьми лет, но он учится в третьем классе, а учительница рекомендует перевести его в четвертый класс, считая, что он вполне усвоил программу. В школу Ринат пошел в шесть лет; к этому времени он свободно читал, считал, писал (научился у старшего брата, но специально с ним никто не занимался), уже в декабре его перевели во второй класс, и он закончил его со всеми пятерками. Учится очень охотно, много читает, занимается конструированием, спортом. Вообще, мальчик очень общительный, активный, не по годам взрослый: держит себя с достоинством, отвечает четко, ясно. Речь образная, очень богатая интонационно. По рассказам мамы, он иногда помогает делать уроки старшему брату, который в пятом классе. Ринат ни разу не болел, очень работоспособен, «заниматься может часами», причем организует свою работу сам. Спору нет, Ринату необходим не обычный темп учебы в школе, а гораздо более интенсивный, во всяком случае в начальной школе.

 

Оставь комментарий первым