Каковы причины трудностей в освоении навыков письма

вкл. .

Каковы же причины столь больших трудностей в освоении навыков письма, насколько значимы при этом развитие ребенка, его возрастные особенности, функциональные возможности и способности, какое значение имеет методика обучения? Все эти вопросы очень сложны, и, для того чтобы ответить на них, нужно разобраться в психологических и физиологических механизмах формирования навыка письма и попытаться понять, что в существующей методике обучения помогает ребенку освоить навык, а что, наоборот, создает дополнительные трудности.

 Письмо называют «базовым» навыком, т. е. навыком, на котором практически строится все дальнейшее обучение, а значит, ребенок, не освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учебе, и не только по русскому языку. 

Для того чтобы понять систему обучения письму и вообще современное письмо, давайте совершим короткий экскурс в историю. История письма — это история человечества. Есть даже специальная наука, изучающая историю письма,— грамматология. Выдающийся теоретик истории письма И. Фридрих (его книга «История письма» переведена на русский язык) подчеркивает, что человечество прошло трудный путь при передаче мысли и отдельного слова при помощи графического изображения (рисунка) до сознательного выделения слогов и звуков. Он подчеркивает, что творец письменности в большинстве случаев не осознает звук как элемент слова. На самых начальных этапах своего развития письмо носило изобразительный характер. Это были сначала рисунки, передающие информацию,— пиктографическое письмо, затем сообщения стали передаваться при помощи отдельных рисуночных знаков — идеограмм (идеографическое письмо). Даже переход от пиктографического к идеографическому письму был очень сложен: ведь нужно было, чтобы за определенным знаком (рисунком-символом) закрепилось определенное значение, словесное или фразовое. Но таким письмом нельзя было передать абстрактные понятия. Собственно говоря, пиктографическое и идеографическое письмо не является письмом как таковым, так как в письме фиксируется не только общий смысл сообщения, но и речь с ее грамматическими и словарными особенностями.

 

Оставь комментарий первым