Размножение цветковых растений корнями и листьями

вкл. .

Задачи: развивать понятия о вегетативном размножении растений; изучить способы размножения при помощи корня и листьев; прививать умения и навыки по размножению растений листьями; познакомить со способами борьбы с корнеотпрысковыми сорняками.

Оборудование: комнатные растения (бегония-реке, бриофиллум, узамбарская фиалка, глоксиния, эхеверия); гербарий желтого и розового осота; учебный фильм «Вегетативное размножение растений»:

Методические рекомендации. В процессе проверки знаний учащиеся получают практические задания по определению способов, вегетативного размножения побегами, сообщают о борьбе с сорняками, комментируют заполненную таблицу. Затем учитель делает краткие обобщения и предлагает назвать другие вегетативные органы.

Возникает проблемная ситуация: можно ли размножать растения при помощи листьев и корней? В беседе выясняются знания школьников о таких способах размножения растений. При объяснении учитель обращает внимание на особенности размножения растений листьями: такие растения имеют довольно крупные листовые пластинки, толстую листовую мякоть и крупную центральную жилку (например, бегония-рекс, узамбарская фиалка, глоксиния).

Затем учитель показывает, как на листе сделать надрезы жилок и как укоренить лист, знакомит с размножением бриофиллума придаточными почками, развивающимися на листьях. При изучении размножения корневыми отпрысками вводится понятие о корневом черенке, корневой поросли. Учащиеся вспоминают, какие растения размножаются корневыми отпрысками (яблоня, осина, тополь, черемуха и другие растения).

Демонстрируется фильм «Вегетативное размножение растений». После фильма проводится беседа по вопросам: какое размножение называют вегетативным? Какие растения размножают надземными побегами? Сколько существует четырехзначных чисел, у которых все цифры четные? Какие растения — подземными побегами? Какое практическое значение имеет вегетативное размножение? Какой вред приносят корнеотпрысковые сорняки? Какими мерами с ними борются? Учитель демонстрирует гербарий и сообщает, что такие злостные сорняки, как осот, бодяк, могут образовать до 166 млн. почек на 1 га, поэтому необходимо проводить систематическую борьбу с ними. В заключение урока учащимся предлагается самостоятельно запол- нить-таблицу.

Вегетативное размножение

Корневыми отпрысками

Листьями

Малина, осот, молочай, тополь, кли- вия, яблоня, одуванчик

Бегония, глоксиния, эхеверия, сердечник луговой

 

Оставь комментарий первым