Уровень математической подготовки ученика

Общепризнано, что уровень математической подготовки ученика определяется в первую очередь его умением решать задачи. Поэтому обучение решению задач является одной из самых важных целей учителя математики. Этот аспект кратко передается такой формулой: задача — цель.

Чтобы достичь этой цели, недостаточно и нерационально только знакомить учеников с типовыми задачами, разучивать способы решения задач каждого из выделенных типов, т. к. жизнь неизбежно поставит такую задачу, которая не подходит ни под какой из заранее заготовленных шаблонов. Поэтому важно не только усвоить определенный набор действий в стандартных ситуациях, но и подготовить ученика к деятельности в новых, нетипичных обстоятельствах, развить его мышление. Наиболее подходящим для этого средством является решение математических задач. Этим обосновывается формула: задача — средство.

Определенная односторонность каждой из этих формул снимается, если смотреть на задачу как на цель и средство обучения математике. Понятно, что нельзя поделить задачи на тренировочные, шаблонные, стандартные, с одной стороны, и нестандартные, развивающие, с другой. У учителя-мастера каждая задача несет элемент новизны, имеет свою притягательную частицу, искрящуюся грань. Шаблонные же действия сопровождают если не решения, то поиск решений каждой нестандартной задачи. Тем не менее, деление задач на тренировочные и нестандартные существует. К тренировочным отнесут скорее всего те задачи, при решении которых преобладает алгоритмическая, а к нестандартным — поисковая деятельность. Если вы видите, что вашему ребенку не хватает знаний, то наймите репетитора по математике в Дмитрове, если вы проживаете в подмосковном Дмитрове.

Методика работы с нестандартными задачами существенно отличается от методики работы со стандартными. При усвоении алгоритма важно понять его сущность, осмыслить каждый шаг, познакомиться со всеми возможными случаями, которые могут встретиться при применении этого алгоритма, довести пользование алгоритмом до навыка, если это предусмотрено программой обучения. Работа с нестандартными задачами никак не сориентирована на усвоение определенных алгоритмов, основная цель здесь — знакомство с приемами мыслительной деятельности, такими, как сравнение, анализ, обобщение и конкретизация, выделение гипотез и их проверка и др.

При работе над нестандартной задачей учитель выполняет для ученика роль спутника, с которым интереснее исследовать новое пространство. Для учителя намного важнее организовать диалог, стимулировать ученика к проявлению самостоятельности. Роль учителя здесь нельзя переоценить, т. к. у ученика практически отсутствует опыт самостоятельных действий в незнакомых ситуациях, а этот опыт нужно постепенно накапливать. Поэтому учителю не следует спешить с подсказками, навязывать свои предложения ученикам.

 

Оставь комментарий первым