Семь непревзойденных чудес света

вкл. .

Сегодня мы сделаем небольшой экскурс в далекое прошлое, чтобы вспомнить, как, когда и где возникли, процветали, а затем канули в лету величайшие чудеса древности.

 

Адрес первого чуда — легендарный Вавилон VI века до н. э. Этот город красотой и богатством повергал в изумление всех, кому довелось там побывать. Но более всего попавших в этот город людей изумляли чудесные висячие сады, разбитые при дворце царя Навуходоносора. Предание гласит, что эти сады были разбиты по повелению царя для его любимой жены Амитис, мидийской царевны, которая тосковала в пыльном и жарком Вавилоне по тенистым лесам своей родины. Навуходоносор, уничтожавший город за городом и даже целые государства, много строил в Вавилоне. Этот царь превратил столицу в неприступную твердыню и окружил себя беспримерной даже в те времена роскошью. Свой дворец Навуходоносор построил на искусственно созданной площадке, поднятой на высоту четырехъярусного сооружения. Сады располагались на платформах, поднятых на мощных столбах. На платформах лежал толстый слой земли с растущими диковинными цветами и деревьями. В повозках, запряженных быками, привозили в Вавилон деревья, завернутые во влажную рогожу, семена редких трав и кустов. День и ночь сотни рабов вращали водоподъемное колесо с кожаными ведрами, подавая в висячие сады воду из реки Евфрат. Ярусы садов были сделаны уступами, они соединялись широкими лестницами из плит белого и розового цвета. Сады, обращенные в сторону прохладного ветра, дувшего обычно с северо-запада, их аромат, их тень и прохлада в безлесной Вавилонии казались людям истинным чудом. Уже после гибели Вавилона легенда о них продолжала жить, но называли их садами Семирамиды, хотя известно, что имя жены царя Навуходоносора было совсем иным. Так кто же такая Семирамида?

История гласит, что в Ассирии в конце IX века до н. э. правила царица Семирамида (Шаммурамат), но было это задолго до правления царя Навуходоносора. По преданию, дочь богини Семирамида росла в пустыне в стае голубей. Потом ее увидели пастухи и отдали смотрителю царских стад, который воспитал ее как родную дочь. Царский воевода увидел девушку и женился на ней. Семирамида была удивительно красива, умна и отважна. Она очаровала царя, который отнял ее у своего воеводы. Так Семирамида стала царицей. Тогда-то и проявились ее способности в управлении государством. Она построила великий город Вавилон с мощными стенами, великолепным мостом через Евфрат и удивительным храмом. Двор Семирамиды блистал великолепием. Однако ее сыну наскучило бесславное времяпрепровождение, и он организовал против матери заговор. Царица добровольно передала сыну власть, а сама, превратившись в голубку, улетела из дворца со стаей голубей. С того времени ассирийцы стали почитать ее богиней, а голубь стал для них священной птицей.

Второе чудо — это храм Артемиды (в греческой мифологии Артемида — дочь Зевса, богиня охоты), воздвигнутый в греческом городе Эфесе. По преданию, строительство храма Артемиды в Эфесе длилось 120 лет, и в нем принимали участие все государства Малой Азии. Легкая, изящная мраморная постройка вызывала восхищение и удивление всех, кому довелось ее видеть. Но в 356 году до н. э. жаждавший славы эфесец сжег храм, возводившийся 120 лет! Этим он хотел увековечить себя в анналах истории. История не сохранила дат рождения и смерти поджигателя, и не должна была сохранить даже его имени — так решили разгневанные жители Эфеса. Но предать вечному забвению имя варвара не удалось: в IV веке до н. э. о нем упомянул древнегреческий историк Феолен. С тех пор имя Герострата стало нарицательным и до наших дней обозначает честолюбца, добивающегося славы любой ценой.

Храм после этого все-таки восстановили, и он по-прежнему поражал современников своими масштабами и красотой. На восстановление храма эфесцы отдали свои сбережения и драгоценности. Их поддержали жители других городов Малой Азии. Сам Александр Македонский предложил оплатить все прошлые и будущие расходы по реконструкции храма. Однако он поставил условие, чтобы в храме появилась надпись, воздающая должное его заслугам. Эфесцы условие не приняли и тактично ответили богоравному полководцу, что «богу» не подобает воздвигать храмы другим богам.

Восстановленный храм превзошел все ожидания! 127 прекрасных мраморных колонн окружали его со всех сторон. Выдающиеся скульпторы и художники того времени участвовали в украшении храма. Изнутри храм был облицован мраморными плитами, а в главном зале стояла 15-метровая статуя Артемиды, сплошь покрытая золотыми украшениями и драгоценностями. В храме были сосредоточены богатства жрецов и граждан Эфеса. На его территории люди находились под защитой Артемиды, и никто здесь не мог схватить даже государственного преступника или беглого раба. Но недолго эфесцы гордились своим чудом. Начали разрушать храм племена готов, продолжили христиане-фанатики, а завершила сама природа. Второе чудо света безвозвратно исчезло.

Недолгой была жизнь и третьего чуда света. Статуя сидящего на троне Зевса Олимпийского в греческом городе Олимпии просуществовала всего несколько десятилетий. Тысячи людей стремились в храм Зевса, чтобы полюбоваться замечательным творением знаменитейшего скульптора древности Фидия (начало V века до н. э). По свидетельству древних авторов, Фидий в своих скульптурных образах сумел передать сверхчеловеческое величие. Такой была и статуя Зевса. Сидящий на троне Зевс головой почти касался потолка храма. 17-метровая его фигура казалась выполненной из слоновой кости и золота. Однако основа статуи была деревянная и лишь снаружи была покрыта костяными пластинками и листами драгоценного металла. Надпись у подножия статуи гласила: «Афинянин Фидий, сын Хармида, создал меня». Из сверкающего золота великий скульптор Греции сделал драгоценный венец на его голове, одежду и победный венок богини Ники, которую Зевс держал в руке. Торс, голову Зевса и богиню Нику он изваял из слоновой кости, придавшей почти живую теплоту скульптурному изображению Зевса.

Скульптор долго искал способы, чтобы осветить статую (окон в стенах греческих храмов не делали, свет лился только через дверной проем). Фидий решил эту задачу так. Перед постаментом статуи Зевса пол был выстлан темно-синим камнем. Фидий велел вырубить в этом синем камне прямоугольное углубление для бассейна, в который был налит состав с оливковым маслом, предохранявшим статую из слоновой кости от губительной для нее сырости. Темная маслянистая поверхность жидкости в темном бассейне прекрасно отражала падающий на нее из дверей поток света. Лучи шли вверх и освещали величественную голову Зевса, его мощные плечи, ниспадающие ленты венца, складки богато украшенного плаща. Паломникам, не знавшим об этом оптическом фокусе, казалось, что изображение Зевса само излучает свет.

Произведение великого древнегреческого скульптора вместе со всем архитектурным ансамблем Олимпии было сожжено в 426 году до н. э. по приказу римского императора Феодосия II.

Четвертое чудо — гробница царя Мавсола (377 — 352 гг. до н. э.) в Галикарнасе (современная территория Турции), сооружение которой относится к IV веку до н. э. Тогда-то и родилось слово «мавзолей». Строили его лучшие архитекторы, а украшали лучшие скульпторы Греции. Зодчие замыслили мавзолей как прямоугольное здание шириной около 66, длиной около 77 и высотой около 46 метров. Его решено было поставить в центре Галикарнаса, на одной из самых широких улиц города. Гробницу начали строить еще при жизни царя Мавсола. Когда он умер в 353 году до н. э., за возведением усыпальницы следила его вдова царица Артемисия. По словам римского историка, царица «питала к своему супругу необыкновенную любовь, любовь, неподдающуюся описанию, любовь беспримерную в летописях мира».

Геликарнасский мавзолей — трехъярусное сооружение. Первый ярус опоясывала лента рельефа из белого мрамора. Здесь помещался заупокойный храм. Второй этаж гробницы составляла колоннада, окружавшая помещение для жертвоприношений в честь обожествленных царя и его супруги. Здесь же находились их изваяния. Третий ярус составляла пирамидальная кровля. Венчала здание четырех конная колесница, которой правили мраморные Мавсол и Артемисия. Вокруг гробницы располагались статуи львов и скачущих всадников.

Шло время, и, казалось, оно не властно над замечательным творением рук человеческих. Но вот наступил XV век, и это чудо света, простоявшее около 1800 лет, пережившее войны Александра Македонского и частые землетрясения, не устояло перед невежественными рыцарями-крестоносцами, разрушившими его, не пощадив той красоты, которую, казалось бы, щадило время.

На острове Родос в Эгейском море скульптор Харес в III веке до н. э. создал еще одно чудо света. Статуя Гелиоса, бога Солнца по греческой мифологии и покровителя острова Родос, высотой в 36 метров встречала корабли, прибывавшие в бухту города. 12 лет великий скульптор отдал на воздвижение этой необыкновенной статуи. Все выше вырастала статуя, спрятанная в растущей вместе с ней земляной насыпи, на которой работали древние мастера. Когда голову статуи украсили лучистым венцом, а насыпь разобрали, пораженные родосцы увидели великолепное произведение искусства. Могучие ноги юноши были чуть расставлены, ладонь правой руки приставлена к глазам, в левой руке он держал ниспадающее до земли покрывало. Слегка отклонившись назад, юноша всматривался вдаль. Голову украшал венец из расходящихся в стороны лучей. Это было изображение бога Солнца Гелиоса — покровителя острова. Считалось, что остров поднят со дна моря велением этого бога.

Весть о сооружении Колосса Родосского быстро разнеслась по всему греческому миру. Металлический каркас статуи был облицован бронзой, которой, по свидетельствам очевидцев, понадобилось более 12 тонн. И хотя сооружалась статуя на совесть, все-таки она не выдержала сильного землетрясения 224 года до н. э. Самым уязвимым местом оказались колени — выше колен статуя согнулась таким образом, что голова и плечи уперлись в землю. Родосцы и их соседи пыталио. поднять поверженного гигант. H i Египта были присланы искусные митера, но, к сожалению, восстановить статую не удалось. Больше тысячи лет

Рисунок, воспроизводящий Александрийский маяк.

пролежала она на земле, а затем бронзе и железу нашли другое применение. Римский император Плиний Старший, живший в I веке н. э„ посетив остров, писал, что даже теперь, когда Колосс лежит на земле, он вызывает удивление и восхищение. Не каждый человек может обхватить обеими руками большой палец руки статуи. Это было пятое из семи чудес света.

Примерно в то же время, что и статуя Гелиоса, в египетской столице Александрии, а точнее - на острове Фарос, соединенном с городом дамбой, находилось шестое чудо света — гигантский Маяк, имевший три этажа и венчавшийся статуей Посейдона (греческий бог, повелитель морей). Система металлических зеркал усиливала свет костра, горевшего на третьем этаже, который не раз выручал в бурю морских путешественников. Маяк служил одновременно крепостью (в ней находился большой гарнизон) и наблюдательным пунктом, задолго оповещавшим о появлении вражеских судов.

Создателем этого чуда был Сострат Книдский. Писатель II века рассказывает в своих книгах, что по окончании работ Сострат высек на камне сооружения слова: «Сын Дексифана Сострат — богам-хранителям, на благо плавающим». Эту надпись Сострат покрыл слоем цемента и сверху написал имя правителя, правившего в то время. Вскоре цемент осыпался, и все увидели первую надпись.

Александрийский маяк простоял до XIV века. К тому времени сильно разрушенный, он все равно вызывал восхищение. Окончательно разрушен был маяк землетрясением в 1375 году нашей эры. Так исчезло с лица земли шестое чудо света, а название острова превратилось в символ: «фарос» стало обозначать «маяк». Отсюда и современное слово «фара».

И, наконец, седьмое чудо — самое древнее и единственное, сохранившееся до нашего времени, — египетские пирамиды. Самые известные из них — пирамиды Хеопса, Хефрена и Мекерина (третье тысячелетие до н. э.), находятся в городе Гиза. Здесь же расположен и знаменитый большой сфинкс Гизы. По сей день вызывают удивление эти величественные сооружения, рассказывая о которых приходится оперировать сотнями мет

ров и тысячами тонн.

Известно более девяноста имен зодчих, создавших эти шедевры египетской архитектуры. Тут и знаменитый Имхотеп, построивший древнейшую ступенчатую пирамиду фараона Джосера в Саккаре, и Хемиун, который руководил постройкой большой пирамиды Хуфу (Хеопса), и, наконец, Снемут — создатель новых сооружений и в том числе одной их жемчужин египетской архитектуры—храма вДеир-Эль-Бахри.

Самым высоким сооружением Древнего мира на протяжении нескольких тысячелетий считалась пирамида Хеопса (Хуфу), египетского фараона IV династии, достигавшая 146,6 м. Лишь в 1548 году в Англии построили Линкольнский кафедральный собор, шпиль которого оказался на 14 м выше вершины знаменитой пирамиды.

Архитектор Хемиун построил пирамиду близ Мемфиса, первой столицы Древнего Египта. Стремясь выразить идею исключительности фараона, незыблемости его власти, принадлежности к рангу богов, безусловных и абсолютных повелителей человека, Хемиун выбрал такое место для постройки, чтобы она была заметна отовсюду. Мало того, пирамида издали производит впечатление гораздо больших размеров, чем имеет на самом деле, благодаря голубоватой дымке воздуха, замеченной многими путешественниками.

По подсчетам ученых, пирамида построена из 2300 блоков, соединенных между собой настолько плотно, что в пространство между ними трудно вставить лезвие ножа. Каждый блок весит в среднем 2,5 т (самый тяжелый около 15 т), длина стороны основания пирамиды — 230 м.

Недавно профессор Бернского университета Джозеф Давидович выд- минул гипотезу о том, будто материал, из которого выстроены египетские пирамиды, — не гранитные плиты, а искусственный бетон. В подтверждение своей догадки ученый приводит надпись на одной стеле, якобы содержащую рецепт изготовление бетона. В пользу бетона говорит и тот факт, что часть исполинских пирамид была построена в период, когда фараоны еще не вели войн и в их распоряжении еще не было множества рабов, которые могли бы осуществить это гигантское строительство. Однако это предположение остается пока только гипотезой.

Выражение «семь чудес света» осталось, а чудес прибавилось. В связи с этим хотелось бы вспомнить об известной «Долине царей» в Египте. «Долина царей» — холмистое пространство в несколько сот квадратных километров на западном берегу Нила неподалеку от современного города Луксор. Того самого, на месте которого три тысячелетия тому назад находилась древняя столица Египта — Фивы.

Мода на пирамиды прошла, и мумии стали помещать в подземные гробницы, которые обставлялись с большим искусством и роскошью. Из гробницы юного фараона Тутанхамо- на (1351 — 1332 гг. до н. э.) извлекли столько золота, что его хватило бы для вызволения из экономического кризиса какой-нибудь небольшой развивающейся страны.

Но самая большая гробница в «Долине царей» принадлежала не фараону. Ее обитателем стал высокопоставленный вельможа по имени Ментумхат, живший в VIII веке до н. э. Ментумхат был губернатором Фив и одновременно главным жрецом храма Амона. Его

гробница была обнаружена в 1947 году, однако, из-за отсутствия средств не была исследована в то время. Лишь сорок лет спустя археологическая экспедиция Египетской организации древностей приступила к планомерным раскопкам.

Площадь зала этой гробницы составляет почти 150 м2. Кроме зала гробница содержит еще немало других камер и относительно просторных комнат, а также несколько замысловатых переходов. Сама гробница расположена на двух уровнях и является весьма сложным и искусным инженерным сооружением.

За несколько километров от гробницы Ментумхата находится самая глубокая гробница Древнего Египта. Ее построил для себя один из важнейших сановников Рамзеса II, которого звали Джехутимес.

Четыре подземные комнаты со следами фресок, надписей и рельефов, остатками древних статуй выходят в узкий, круто уходящий по спирали в подземелье коридор длиной 67 м. Археологи выяснили, что его прокладывали более двух лет. Средняя скорость древних землекопов была 30 м в год. Коридор заканчивался маленькой площадкой, с которой отвесно вниз уходил девятиметровый прямоугольный колодец, на дно которого и были помещены более трех тысяч лет назад гранитные саркофаги с мумиями Джехутимеса и его жены Хисет — «женщины, которая пела в храме Амона», как сказано о ней в надписи на стене.

Но далеко не все еще гробницы открыты в «Долине царей». Так что рекорды Ментумхата и Джехутимеса могут быть еще превзойдены.

 

Оставь комментарий первым